КАК МЕНЯЮТСЯ ОБЩЕСТВО И СЕМЬЯ В УЗБЕКИСТАНЕ?

0
110

КАК МЕНЯЮТСЯ ОБЩЕСТВО И СЕМЬЯ В УЗБЕКИСТАНЕ?

За последние 30 лет Узбекистан претерпел стремительные изменения в экономике, политике, демографии. Масштабные трансформации оказали серьезное влияние на жизненный уклад, в том числе в семейной сфере. Актуальные тенденции в этой области проанализировали к. с. н., доцент, докторант Национального университета Узбекистана им. Мирзо Улугбека Гулшада Уразалиева и д. с. н., доцент, заведующий лабораторией антропологии и конфликтологии Института перспективных международных исследований Университета мировой экономики и дипломатии МИД Республики Узбекистан Азамат Сеитов в статье для научного журнала «Постсоветские исследования». 

Шкала демографии: рост или спад?

Население Узбекистана росло на протяжении всего периода наблюдений – на сегодня страна остается самой густонаселенной в Центральной Азии. В 1865 году количество местных жителей оценивалось в 3,3 миллиона; к 2023 году этот показатель вырос больше чем в 10 раз, превысив 36 млн человек. Из них мужчин – 18,1 млн, женщин – 17,9 млн. Во второй половине ХХ века прирост населения увеличился за счет беби-бума и сокращения смертности. Показатель продолжительности жизни вырос с 56 лет в 1950-е до 73,8 года в 2022 году; женщины живут в среднем на четыре года больше мужчин.

С конца 1970-х в Узбекистане наблюдалась миграционная убыль. В 1990-е она усилилась, в том числе за счет оттока русского населения после распада СССР. Кроме того, серьезной проблемой для страны остаются высокие показатели младенческой смертности. На 2018 год 57 % детских смертей в возрасте до пяти лет приходилось на неонатальный период (первые 28 дней жизни ребенка). Как правило, младенцы гибнут из-за инфекций, асфиксии или ранних родов: в 2021 году в Узбекистане погибли 7214 новорожденных – на 160 больше, чем в 2020 году. По мнению специалистов UNICEF (Детский фонд ООН. – Прим. Ia-centr.ru), многих из них можно было спасти.

На данный момент темпы естественного прироста опережают негативные факторы демографии. Население достаточно молодо: на начало 2022 года численность молодежи в Узбекистане составила 9,6 млн человек (или 26,6 % населения; в сопоставимой по числу жителей Канаде этот показатель составляет 15,5 %). Однако эксперты прогнозируют постепенное старение населения, учитывая, что рост урбанизации приводит к сокращению количества детей в семьях.

Важно учесть, что Узбекистан в значительной мере однороден этнически: на 2021 год в стране проживало больше 29 млн узбеков; за 32 года (1989–2021) их численность выросла вдвое. Это означает, что традиции страны, в том числе в семейной сфере, в значительной мере формирует титульная нация, и ее культурная роль продолжит расти.
При этом основными этническими меньшинствами в стране остаются близкие к узбекам народы, разделяющие общие исламские ценности.

Урбанизация – вызов национальным традициям?

По некоторым оценкам, к 2030 году городское население Узбекистана может достигнуть 34,4 млн человек, в том числе около 12,1 млн окажется в Ташкенте (тем самым население столицы может вырасти в пять раз). Помимо демографии, урбанизация серьезно меняет жизненный уклад, включая трансформацию традиционной семьи.

Традиционные социальные формы сельской среды предполагают расширенные семьи с большим количеством детей – для города характерна обратная ситуация. Способствуя росту экономики, урбанизация остро ставит вопрос о синтезе модернистских ценностей города с традиционными сельскими устоями.
По данным Агентства статистики при президенте республики, численность многодетных семей сокращается: в 75,3 % домохозяйств преобладают семьи с одним и двумя, реже – тремя детьми. При этом у 24,7 % семей нет детей до 16 лет. При этом в 1980-х годах опросы показывали иную картину: 60 % опрошенных считали оптимальным иметь пять или шесть детей.

Насколько устойчив семейный уклад?

Несмотря на демографические трансформации, семейная культура страны остается традиционной. Считается, что брак должен быть скреплен юридически, а обязательным атрибутом супружеского союза должны быть дети. Это отражает тенденции внутри общества в целом: 86 % опрошенных в Узбекистане чтят традиции и обычаи (из них 62 % составили женщины), при этом большинство из них усвоило традиции в семье.

В семейном укладе важнейшим остается фактор религии. При заключении брака обязательно проводится религиозный обряд никох, даже в советские годы семьи сохраняли ритуал намаза (пятикратная молитва в исламе. – Прим. Ia-centr.ru). Кроме того, обязательным атрибутом заключения брака остаются дорогостоящие свадьбы с большим количеством гостей.

По традиции невеста после свадьбы переезжает в дом жениха, что отражает традиционные установки в сфере гендерных ролей: для Узбекистана характерно представление о мужчине как главе семьи. На женщину возложены основные домашние обязанности; кроме того, она ответственна за передачу культурных традиций внутри семьи. При этом традиции не ограничивают общественную реализацию женщин.

Семейные традиции Узбекистана достаточно сильны: будучи древними по происхождению, они передаются из поколения в поколение. Консервации семейных традиций способствует институт махалли (соседской общины. – Прим. Ia-centr.ru), который, с одной стороны, не вмешивается во внутренние дела семьи, а с другой – охраняет местные традиции от изменений.

Согласно опросам, молодые люди, особенно на селе, чувствуют сильную зависимость от общественного мнения местного сообщества. Страх «опозорить семью», подвергнуться пересудам и публичному осуждению побуждает их следовать традициям и корректировать поведение. Большое значение имеет почитание старших: при выборе жилья, образования, супруга или супруги необходимо получить разрешение родителей.

В этих условиях изменение семейного уклада остается затруднительным – в частности, в рамках политических усилий государства по построению светского общества, формированию гендерного равенства и искоренению домашнего насилия. В то же время за последние десятилетия семьи Узбекистана подверглись внешним трансформациям: на них влияют тенденции миграции и старения населения, урбанизация и глобализация.
В этих условиях семьям сложнее выполнять традиционные социальные функции: так, в ситуации бедности родители не имеют возможности полноценно воспитывать детей, так как даже матери вынуждены работать. При таких обстоятельствах картину мира ребенка формируют интернет и социальные сети, что может представлять угрозу с точки зрения информационной безопасности.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь