О российском председательстве в органах ЕАЭС, год 2023-й

0
165

О российском председательстве в органах ЕАЭС, год 2023-й

С 1 января 2023 года Россия в порядке очередности приняла председательство в органах Евразийского экономического союза (ЕАЭС) – Высший Евразийский экономический совет возглавил президент Российской Федерации В.В. Путин, Евразийский межправительственный совет – председатель правительства Российской Федерации М.В. Мишустин и Совет Евразийской экономической комиссии – заместитель председателя правительства Российской Федерации А.Л. Оверчук.

В своем обращении к лидерам стран-участницам ЕАЭС в январе 2023 года по случаю начала российского председательства в органах управления Союза В.В.Путин отметил: “… с момента основания в 2015 году Евразийский экономический союз уверенно развивается, наглядно демонстрирует свою эффективность и востребованность. Абсолютный объём взаимной торговли государств-членов Союза за этот период увеличился на 60% и в 2021 году достиг исторического максимума в 73,1 млрд. долл., а объём внешней торговли вырос на 46% – до 846,3 млрд. долл. При этом с каждым годом во внутреннем торговом обороте Союза повышается доля несырьевых товаров с высокой добавленной стоимостью. Прирост совокупного ВВП в расчёте на душу населения составил 28,7%, а доля платежей в национальных валютах приблизилась к отметке в 75%".

Говоря о приоритетах российского председательства в органах ЕАЭС в 2023 году, В.В.Путин выделил шесть основных направлений: дальнейшая реализация Стратегических направлений развития евразийской интеграции до 2025 года; необходимость разработки стратегических документов для следующей пятилетки; инвестиционное сотрудничество между странами; дальнейшая реализация цифровой повестки; углубление сотрудничества с международными региональными экономическими организациями. На основании изложенных президентом Российской Федерации приоритетов российского председательства в органах Союза Коллегия ЕЭК разработала и утвердила соответствующий План действий по обеспечению их практической реализации, в котором, в частности, были определены 12 основных задач и запланировано выполнение в 2023-2027 годах около 80 мероприятий, среди которых:

– актуализировать целевые ориентиры по мировому и региональному позиционированию Союза в рамках работы по формированию Основных направлений международной деятельности ЕАЭС на 2024 год;

– подготовить предложения о развитии сотрудничества в разработке и внедрении передовых научно-технологических решений в приоритетных видах экономической деятельности для промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза;

– проработать вопрос о подготовке новых документов долгосрочного планирования, которые определят основные векторы интеграционного взаимодействия на период до 2030 и 2045 годов;

– обеспечить разработку стратегической программы научно-технического развития Евразийского экономического союза на долгосрочный период;

– разработать перечень совместных масштабных высокотехнологичных проектов, способных стать символами евразийской интеграции;

– обеспечить реализацию Целевой программы развития интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза до 2027 года;

– подготовить предложения по укреплению продовольственной безопасности и широкому комплексу мер, направленных на дальнейшее развитие сельскохозяйственной отрасли;

– проработать вопрос возможности образования Евразийского рейтингового агентства;       

– подготовить план мероприятий («дорожную карту») по реализации основных направлений и этапов скоординированной (согласованной) транспортной политики государств – членов ЕАЭС на 2024-2026 годы;

– обеспечить выстраивание системного диалога с внешними партнерами, такими как ШОС, АСЕАН, СНГ, МЕРКОСУР и другими региональными экономическими объединениями на основе подписанных документов о сотрудничестве.

Одним из важнейших направлений, которому Россия планирует уделять особое внимание в 2023 году, было названо достижение технологического суверенитета и развитие промышленной кооперации, что потребует огромных финансовых вложений и не обещает быстрого результата. В частности, в марте текущего года в ЕАЭС было принято решение о создании государствами-членами Союза консорциума институтов развития для улучшения инвестиционного климата в регионах и повышения инвестиционной активности и подготовлены предложения по кооперационному сотрудничеству государств-членов в сфере производства медицинских изделий, в мае прошлого года подписан Меморандум о создании Евразийского сетевого университета для профессиональной подготовки кадров для общего рынка труда и формирования единого образовательного пространства ЕАЭС. В ближайших планах ЕЭК – разработать совместную со странами ЕАЭС программу развития полупроводниковой промышленности.

У Евразийского союза есть все возможности, чтобы стать одним из мощных, полюсов формирующегося многополярного мира, быть центром притяжения для всех стремящихся к сотрудничеству с ЕАЭС независимых государств. Для этого необходимо способствовать дальнейшему углублению интеграции на всех направлениях – в политической, экономической, промышленной, финансовой и технологической сферах. Государствам-членам Союза предстоит объединить усилия для разработки и внедрения передовых научно-технических решений в ведущие сектора экономики, такие как автомобильная и химическая промышленность, транспортное машиностроение, микроэлектроника, авиастроение, судостроение, фармацевтика, цифровые экосистемы, альтернативная энергетика, сельскохозяйственное машиностроение, биотехнологии и семеноводство. Сотрудникам Евразийской экономической комиссии, национальным экспертным сообществам необходимо вместе оценить ход реализации действующих «Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года» и уже в текущем году приступить к подготовке новых документов долгосрочного планирования, которые определят основные векторы интеграционного взаимодействия на период до 2030 и 2045 годов.

В целях укрепления продовольственной безопасности предлагается вместе разработать широкий комплекс мер, направленных на дальнейшее развитие сельскохозяйственной отрасли. ЕАЭС традиционно занимает лидирующие позиции и в энергетике. Безусловно, работа по созданию общих энергетических рынков должна проводиться и далее на системной и выверенной основе.

Актуальной задачей видится и последовательное снижение экономических рисков, которые создаёт для взаимной торговли использование иностранных валют и платежных систем. Гармонизация финансовых рынков должна создать благоприятные условия для того, чтобы капитал стран-членов оставался внутри объединения и инвестировался в национальные экономики. Целесообразно изучить возможность образования Евразийского рейтингового агентства, которое обеспечивало бы оценочный инструментарий для обслуживания растущей экономической активности на территории макрорегиона Союза.

Дальнейшее углубление интеграционного взаимодействия будет во многом зависеть и от выравнивания конкурентных условий для предприятий Союза, в том числе за счёт сближения налогового регулирования, внедрения передовых методов налогового администрирования, а также унификации таможенных процедур с применением системы управления рисками на наших внешних границах.

Особую важность приобретает выстраивание взаимовыгодного и равноправного сотрудничества Союза с внешними партнерами и международными объединениями с учётом положительного эффекта реализации действующих соглашений с третьими странами о свободной торговле. Страны-члены Союза намерены и далее содействовать завершению ведущейся работы по аналогичным соглашениям с Египтом, Ираном и Индией, а также активизировать новые переговорные направления, в том числе с Индонезией и ОАЭ. Увеличению экспорта «союзной» продукции и построению новых логистических цепочек способствовало бы расширение географии международных связей и контактов ЕАЭС с государствами АТР, Ближнего Востока, Африки, Латинской Америки. ЕАЭС может сыграть роль одного из ключевых центров формирования Большого Евразийского партнерства.