Таджикистан vs Кыргызстан. Статус «все сложно»

0
162

Таджикистан vs Кыргызстан. Статус «все сложно»

Военная агрессия Таджикистана на кыргызско-таджикской границе в Баткенской области наглядно продемонстрировала, что интеграция стран Центральной Азии провалилась.

Обнажен еще один аспект — Таджикистан изначально не собирался подписывать Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве — ключевой документ июльского неформального саммита лидеров стран региона, прошедшего в Чолпон-Ате.

Соглашение могло бы, как полагали эксперты, заложить основу для центральноазиатской кооперации. Но ни Таджикистан, ни Туркменистан, также не присоединившийся к соглашению, к объединению не стремятся, предпочитая каждый игру на своем поле и по своим правилам.

Разговор зашел в тупик

Один из пунктов договора, напомним, накладывает обязательство не применять силу в отношении друг друга и решать вопросы исключительно дипломатическим, мирным путем.

Но, судя по всему, диалог по разрешению приграничных споров между КР и РТ на взаимовыгодных для обеих сторон условиях забуксовал. В понедельник вечером замглавы МИД Таджикистана Содик Имоми заявил, что Ворух — это не анклав. Одновременно с этим в СМИ соседнего государства усилилась риторика «про исконно таджикские земли». Реакция МИД Кыргызстана последовала незамедлительно.

«Ложные и фальсифицированные сведения, не соответствующие действительности, подаются как утверждения, которые априори не нужно подтверждать. Отмечаем, что продолжение переговоров по делимитации кыргызско-таджикской государственной границы не может быть поводом для вооруженного нападения с целью захвата суверенной территории Кыргызской Республики», — парировали в нашем внешнеполитическом ведомстве.

В экспертных кругах Кыргызстана высказывания таджикского дипломата назвали опасными и провокационными, сравнив их по содержанию и тональности с выступлением президента России Владимира Путина перед началом так называемой специальной военной спецоперации в Украине.

Политолог Эмиль Джураев подчеркнул: это заявление замглавы МИД РТ продемонстрировало, что переговоры по делимитации ни к чему не привели, компромисс не достигнут, а сам процесс определения рубежей зашел в тупик.

«Переговоры не увенчались успехом из-за необоснованных претензий на земли Кыргызстана. В Таджикистане должны понять, что подобные заявления, озвученные замглавой МИД РТ, неприемлемы и противоречат мирному разрешению спорных моментов исключительно в рамках дипломатии. Именно такого рода заявления были сделаны в Кремле накануне 24 февраля, когда началась спецоперация «Z». Президент должен открыто заявить о вторжении Таджикистана, атаках на гражданское население и объекты инфраструктуры, территориальные претензии. Неделимитированность границ не дает права на риторику, подобную той, что использует внешнеполитическое ведомство соседней страны», — считает Эмиль Джураев.

Но, чтобы мы не оказались на месте Украины, Садыру Жапарову следует активней доносить нашу позицию до международного сообщества. Для этого можно и нужно использовать трибуну ООН.

Эмиль Джураев

Эмиль Джураев полагает, что пришло время обращаться к посреднику. Самостоятельно договориться у КР и РТ, похоже, не получается. Но медиатор должен быть приемлем для обеих сторон.

«Властям Кыргызстана давно было понятно, что Душанбе выдвигает недопустимые условия по приграничному вопросу и, судя по концентрации оружия, готовности, заявлениям о территориальных претензиях, доносящимся из Душанбе, трудно быть хоть сколь-нибудь уверенным, что конфликт не повторится. Предотвратить новый виток можно. Но следует привлечь арбитра. Им может быть либо отдельное государство, либо международная организация, либо политик или дипломат с непререкаемым авторитетом на мировой арене», — добавил эксперт.

Эмиль Джураев подчеркнул — обращаться в ОДКБ ни Кыргызстан, ни Таджикистан не будут. Организация вмешиваться не будет. Доказательство тому — ее осторожные заявления по конфликту на кыргызско-таджикской границе и, главное, отказ Армении в урегулировании кризиса с Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха.

Когда ставки слишком высоки

Руководитель отдела Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин отметил, что, с одной стороны, Бишкек и Душанбе вроде и демонстрируют намерение разрешить противоречия самостоятельно. Но с другой — не действуют согласно принятому алгоритму. Хотя по обе стороны баткенского рубежа понимают, что силой этот вопрос не решить. Просто потому, что сил не хватит.

«Но оперативно разрешить проблему тому же Кыргызстану, к примеру, мешает чехарда в кадровой политике. Частые перевороты и, как следствие, перестановки не способствуют появлению ответственного и долгосрочного курса на реализацию решений. В частности, их поиска по границам, созданию экспертного аппарата. Когда люди в профильной комиссии сидят на чемоданах и меняются с такой высокой скоростью, то чего от них можно ожидать? Учитывайте еще и такой момент: Эмомали Рахмон собирается обеспечить транзит власти и передать бразды правления своему сыну Рустаму. Однако элита в Душанбе, что политическая, что генералитет, не готова единодушно принять это. Поэтому уступки в территориальных вопросах крайне не желательны сейчас для главы Таджикистана. А для Садыра Жапарова невыгодное, как покажется большинству, решение приграничного вопроса и вовсе может оказаться роковым», — сказал эксперт.

У таджиков стабильности побольше. Но они настроены на отстаивание своих позиций без поиска компромиссов, что тоже не есть хорошо. Потому что в таких вопросах необходимо уметь договариваться.

Андрей Грозин

Эксперт Асель Доолоткелдиева называет ситуацию очень тревожной. Она не исключает, что Таджикистан еще не раз предпримет попытки атаковать границы Кыргызстана. Причины аналитик видит во внутренних противоречиях политических элит в РТ.

«Пока режим Рахмона не устроит транзит власти своему сыну, на фоне страшных репрессий существует угроза, что он и дальше будет пользоваться границами для создания образа «внешнего врага», чтобы мобилизовать население в свою пользу», — сказала Асель Доолоткелдиева.

Она согласна, что настало время пригласить посредника. Эксперт отметила — ОДКБ и ШОС в этом качестве не годятся. Они продемонстрировали пассивную нейтральность. Россия, соответственно, тоже не подходит. Москва ведет боевые действия в Украине. Заинтересованность может проявить Пекин.

У Китая достаточно крупных экономических проектов в регионе и для их реализации нужна стабильность. Причем по всему периметру Центральной Азии.

«Сейчас раздается множество нареканий и обид со стороны граждан Кыргызстана, что наши партнеры по региону, крупные геополитические игроки — КНР, Россия, Турция, коллективный Запад воздержались от критики акта агрессии Таджикистана и выразили свои сопереживания по поводу возникшей напряженности в нейтральных тонах. Но это обычная дипломатическая практика. Она выбрана не потому, что международные партнеры не понимают, что происходит, а действуют так, чтобы не разозлить Рахмона. В дипломатии так принято. Это механизм деэскалации», — пояснила Асель Доолоткелдиева.

Дипломатия дешевле войны

Между тем все эксперты сходятся в одном — лучше договориться, чем биться. К тому же, ни одна из сторон не может позволить себе войну — это слишком дорого.

Мирные переговоры дешевле и эффективнее.

Но Душанбе предпочитает использовать силу, чтобы надавить на руководство КР и сдвинуть с мертвой точки переговоры с Бишкеком. Заодно заставить пересмотреть политику блокировки товарных потоков, от которых зависит РТ. Согласятся ли пойти на уступки власти Кыргызстана — другой вопрос.

После откровенных посягательств соседней страны на территориальную целостность шансы вернуться к исходной точке практически сводятся к нулю и требуется «перезагрузка».