Векторы транзита казахстанской нефти: между Джейханом, Супсой и «Дружбой»

0
146

Векторы транзита казахстанской нефти: между Джейханом, Супсой и «Дружбой»

Повышение цен на топливо может спровоцировать новый виток социально-экономической напряжённости

«…Завершается реализация проектов масштабного расширения производства на месторождении Тенгиз. Это позволит нашей стране увеличить нефтедобычу ещё на 12 миллионов тонн и войти в число крупнейших поставщиков нефти в мире», – заявил 4 апреля Президент Касым-Жомарт Токаев, выступая на торжественном мероприятии, посвящённом 30-летию компании «Тенгизшевройл». Добывая одну треть от общего объёма извлекаемой из недо республики нефти, за 30 лет компания инвестировала 70 млрд долларов, выплатив в госбюджет более 160 млрд. долларов, отметил глава государства.

Ранее, 20 марта бакинское Каспийское морское пароходство сообщило о доставке с месторождения Кашаган через Каспийское море первого груза в 6,9 тыс. тонн нефти из Актау в Баку в рамках соглашения, подписанного в июне 2006 года в Алма-Ате Ильхамом Алиевым и Нурсултаном Назарбаевым. Оно предусматривало последовательное увеличение транзита казахской нефти через Азербайджан с 500 тыс. барр. нефти в сутки (25 млн т в год) до 750–1200 тыс. барр. в сутки (37–60 млн т в год). Из заявленных объемов до 20 млн т в год должны были транспортироваться в Баку танкерами, а до 40 млн т в год – по подводному Транскаспийскому нефтепроводу, который, ещё предстояло построить. Эта замысловатая конструкция стала известна как Казахстанская каспийская система транспортировки («ККСТ»), которую ещё предстояло отладить. Несмотря на то, что небольшие партии казахской нефти отправлялись к западным берегам Каспия и ранее, о сколь-либо значительных объёмах говорить не приходилось. На сегодня «суммарная проектная мощность нефтяных экспортных маршрутов Казахстана (без учета железнодорожных перевозок в Центрально-Азиатском регионе) составляет 139 млн. т в год. Этих мощностей Казахстану с избытком хватило для отправки на мировые рынки в 2022 году 64,3 млн. т нефти», отмечает ИнфоТЭК. Однако события минувшего года изменили многое: в августе 2022 года Токаев поручил “КазМунайГазу” развивать морские перевозки нефти и нефтепродуктов по Каспийскому морю в Азербайджан и далее на мировые рынки по экспортным азербайджанским трубопроводам. Результаты проделанной работы выглядят пока скромно и носят пока скорее «пиаровский» характер. Учитывая планируемую частоту танкерных рейсов из Актау в Баку (12-14 в месяц), «Каспийское морское пароходство» обеспечит стабильной работой два-три своих судна, или 10-15% флотилии в составе 20 танкеров. Конкурирующая казахстанская флотилия «Казмортрансфлота» (восемь танкеров) пока из реанимируемой танкерной схемы «ККСТ» выведена, пишет ИнфоТЭК. Кроме того, ранее партия нефти «Тенгизшевройла» была поставлена в порт Батуми, напоминает телеграм-канал «Буровая». Несмотря на стремление Астаны диверсифицировать маршруты экспорта нефти, Каспийский трубопроводный консорциум остаётся наиболее экономически эффективным маршрутом.

В свою очередь, государственная нефтяная компания Азербайджана (SOCAR) начала транзит нефти из Казахстана по трубопроводу Баку – Тбилиси – Джейхан, что соответствует политике Астаны по постепенной переориентации транзита казахстанской  нефти в обход  Российской Федерации (по крайней мере, примерно половина объема этого транзита). «Первая партия казахстанской нефти, добытая на месторождении “Тенгиз”, 23 марта была доставлена танкером из порта Актау в Казахстане в Сангачальский терминал» (вблизи Баку), уточняется в сообщении компании. Объём поставленной партии не разглашается. В целом, в рамках подписанного в 2022 году соглашения между SOCAR и «Казмунайгазом» планируется осуществлять поставки 1,5 млн. тонн нефти ежегодно через Азербайджан. Чёткого срока действия этого документа нет, зато в нём указано, что поставки могут после 2023 года увеличиваться до 2,5-3 млн. тонн в год.

 До конца 2023 года планируется выполнять 12-14 танкерных рейсов в месяц по Каспийскому морю, и танкер «Шуша» с очередной партией каспийской нефти должен был выйти из порта Актау 27 марта. Не исключено, что последующие партии «чёрного золота» могут быть (полностью или частично) направлены на грузинский порт Супса по трубопроводу Баку – Акстафа – Рустави – Тбилиси – Самтредиа – Супса, прерванный в мая 2022 года экспорт по которому возобновился в середине февраля. Как мы писали ранее, контролирующий эту артерию международный консорциум во главе с «Бритиш петролеум» со ссылками на правительственные источники Казахстана и Азербайджана не единожды сообщал о возобновлении экспорта нефти из Супсы в текущем году.

Кроме того, «Казмунайгаз» заявил, что экспорт нефти компании в Германию по трубопроводу «Дружба» в марте должен был составит 20 тыс. тонн. При этом источники Energy Intelligence сообщили, что Россия запланировала поставки 300 тыс. т нефти Казахстана в Германию по «Дружбе» в апреле – июне. Аналогичный объем планируется поставлять в Польшу, которая должна была получать 81 тыс. баррелей в сутки в I кв. Россия планирует во II кв. нарастить общий объем экспорта почти до 3,99 млн баррелей в сутки за счет увеличения экспорта по морю – поставки по «Дружбе», как ожидается, уменьшатся.

Продолжение стабильных поставок через территорию России усложняется введёнными Западом санкциями против российских морских портов, куда подведены нефтепроводы и из Казахстана (Новороссийск, Приморск, Высоцк, Усть-Луга), и это только один из негативных факторов. Перекачка нефти по «Дружбе» через территории бывшей Украинской ССР в Европу усложняется вооружённым конфликтов, а также очередным повышением с апреля с.г. «Укртанснафтой» (вдвое) тарифа на трубопроводный транзит  нефти. Уже с февраля он увеличился более чем на треть, а с апреля тариф составит 7,2 евро за тонну.

Со своей стороны, Казахстан планирует использовать центральную трассу «Дружбы»: РФ – Белоруссия – Германия – Польша, однако пока имеются проблемы, скорее всего, обусловленные уровнем  транзитных тарифов в РФ. «”Транснефть” ждёт большей ясности о планируемых поставках казахстанской нефти по нефтепроводу “Дружба” в Германию» – заявил в конце февраля её руководитель Николай Токарев, упомянув о ведущихся по этому вопросу консультациях с казахстанской стороной. Видимо, фактический уровень тарифов в РФ на транзит будет определяться его конкретными объёмам и другими факторами. Ранее директор департамента по связям со СМИ и внутренним коммуникациям нацкомпании «КазТрансОйл» (КТО) Шынгыс Ильясов сообщал, что «планировавшаяся к отправке в Германию в феврале первая партия казахстанской нефти в объеме 20 тыс. тонн пока так и не была отгружена», напомнив о декабрьской просьбе Берлина относительно поставок казахстанской нефти.

В свою очередь, глава Минэнерго Казахстана Болат Акчулаков уточнял, что «Казахстан планирует экспортировать в ФРГ 1,5 млн. тонн нефти в 2023 году, и может нарастить годовой объем до 7 млн тонн». В первом квартале 2023 года КТО собирался осуществить транзит 300 тыс. тонн в Германию – в основном на крупный восточногерманский НПЗ в г. Шведт, обеспечивающий около 15% нефтеперерабатывающих мощностей ФРГ.

Впрочем, нерешённость вопроса с транзитом обусловлена и тем, что, по мнению ряда профильных экспертов, казахстанская нефть может поступать в Германию (и не только туда), по северной «Дружбе», через Белоруссию к терминалам в Литве и Латвии (Бутинге, Вентспилс), с учётом, как сообщало наше издание, активного развития с 2022 года транспортных и общеэкономических взаимосвязей центральноазиатской страны с Латвией и Литвой.

Понятно, что такой нефтетранзит Казахстана экономически и особенно российской стороне политически невыгоден. Соответственно, в Москве могут настаивать на казахстанском транзите только по маршруту Белоруссия – Польша: наверняка не в последнюю очередь поэтому буксуют казахстанские поставки в Германию.

Вероятно, на объёмы и ритмичность предполагаемых поставок будут оказывать влияние обязательства участников альянса «ОПЕК+» по добровольному сокращению добычи начиная с мая до конца 2023 года. Казахстан обязался сократить добычу нефти на 78 тысяч баррелей в сутки, что является предупредительной мерой в дополнение к сокращению добычи, принятому на 33-й министерской встрече «ОПЕК+» 5 октября 2022 года. Одновременно с 1 мая национальная компания «КазТрансОйл» («дочка» «КазМунайГаза») повышает тарифы на транспортировку и транзит нефти по территории республики, что может внести дополнительные нюансы во взаимодействие с Россией в топливно-энергетической сфере (1). Одновременно власти республики намерены повысить цены на бензин, дизельное топливо и авто-газ для продажи на автозаправочных станциях. «Учитывая существующую разницу в ценах на нефтепродукты в Республике Казахстан и сопредельных странах, возникает риск перетока нефтепродуктов в приграничные страны, вследствие чего появляется высокая вероятность возникновения дефицита на внутреннем рынке ГСМ Республики Казахстан», – говорится в пояснительной записке к проекту соответствующего приказа. Предполагается, что предельная цена на бензин марки Аи-80 составит 89 тенге за литр; бензин марки Аи-92/Аи-93 подорожает на 11% до 205 тенге за литр, а дизельное топливо будет стоить 450 тенге за литр. При предъявлении казахстанского водительского удостоверения предельная цена дизтоплива составит 295 тенге за литр при покупке до 100 л в сутки на легковой автомобиль и до 300 л в сутки на грузовик. Предполагается, что новации вступят в силу примерно 12 апреля, сообщил министр энергетики Болат Акчулаков. В свою очередь, премьер-министр Алихан Смаилов обещает принять все необходимые меры для сдерживания инфляции в стране. «Действительно, рост цен на ГСМ окажет определённое влияние на инфляционные процессы… Прямое влияние на общий уровень инфляции составит порядка 0,35 процентного пункта. Это прямое влияние. Будет еще и опосредованное, учитывая, что дизтопливо и бензин входят в структуру затрат наших производителей, будет определённый мультипликативный эффект».

В январе 2022 года повышение цен на топливо спровоцировало массовые акции протеста, быстро перекинувшиеся на многие города республики и потребовавшие срочного введения в республику сил ОДКБ. Тогда по требованию митингующих правительство было вынуждено снизить стоимость топливо, и теперь остаётся только гадать, выльется ли вербальное недовольство граждан в какие-либо более экспрессивные формы.