Утраченный транзит. Таджикистан запустил поезда в Россию в объезд Туркменистана

0
152

Утраченный транзит. Таджикистан запустил поезда в Россию в объезд Туркменистана

С 16 августа между Россией и Таджикистаном возобновилось железнодорожное сообщение, прерванное весной 2020 года из-за пандемии COVID-19. Впервые после распада СССР поезда проходят не по территории Туркменистана, а через Узбекистан и Казахстан. Что это значит для туркменской стороны?

С 16 августа начал движение поезд №319/320 Куляб-Волгоград. Он курсирует один раз в неделю, отправляясь из Куляба по вторникам, а из Волгограда — по пятницам. С 27 августа к нему прибавится поезд №329/330 Душанбе-Волгоград, который будет отправляться из столицы Таджикистана по субботам, а из Волгограда по вторникам. А с 7 сентября начнет курсировать поезд Худжанд-Волгоград.

На территории Узбекистана и Казахстана поезда будут совершать остановки, граждане этих стран тоже смогут пользоваться ими для поездок в Таджикистан или в Россию. О том, что с распада СССР и до пандемии коронавируса поезда ходили в Россию через Туркменистан, уже никто не вспоминает.

Между тем, когда о возможности возврата к «советскому» маршруту заговорили в 2017 году, МИД Туркменистана отреагировал негативно. Для Таджикистана возобновление движения через Узбекистан и Казахстан выгодно, потому что этот маршрут в полтора-два раза короче. Но туркменская сторона не желала терять доходы от транзита.

И вот теперь, пять лет спустя, Таджикистану все-таки удалось отказаться от слишком длинного пути в Россию. Ко всем проблемам туркменской железнодорожной отрасли прибавилась еще и эта.

«До введения Туркменистаном визового режима со странами СНГ таджикские поезда пересекали границу на трех участках: Келиф-Таллимарджан, Фараб-Газачак, Дашогуз-Тахиаташ, — вспоминает источник turkmen.news. — В 1999-2002 годах на них могли ездить и граждане Туркменистана, правда, с оформлением виз. Позже, с начала 2000-х годов, сохранился только участок Келиф-Таллимарджан. При этом поезда перестали останавливаться в Туркменистане для посадки и высадки пассажиров, а всем пассажирам, кроме таджикских граждан, требовалось оформление туркменских транзитных виз».

Таджикская сторона давно стала считать этот путь проблемным. Неудивительно, что теперь, когда отношения между Душанбе и Ташкентом улучшились, ГУП «Рохи охани Точикистон» («Таджикские железные дороги») воспользовалось случаем от него отказаться.

Теперь граждане Таджикистана смогут добираться до России быстрее и проще. А что с гражданами Туркменистана? Если поезда давно перестали останавливаться и брать пассажиров на территории страны, может быть, их исчезновение пройдет незамеченным? Наблюдатели считают, что жители туркменских населенных пунктов все-таки ощутят негативные последствия.

«Этот шаг дополнительно ударит по экономике Туркменистана и по зарплатам железнодорожников и таможенников Лебапского велаята, — поясняет источник. — И кстати, железнодорожные и автомобильные мосты через Амударью, строительство которых широко освещалось госпропагандой, теперь оказались «дорогой в никуда». Туркменистан почти полностью изолирован от соседних стран: пассажирское сообщение отсутствует, а объемы грузоперевозок мизерные».

Многие населенные пункты Лебапского велаята и так переживают не лучшие времена, становясь похожими на украинскую Припять. Отмена таджикистанских поездов — еще один фактор, усугубляющий социальный и экономический кризис на данной территории.