Alibaba для ЕАЭС: кто кому нужнее?

0
134

Alibaba для ЕАЭС: кто кому нужнее?

Усиление санкционного давления Запада на Россию и другие государства ЕАЭС обострило поиск новых инструментов международной торговли. Естественно, внимание правительств и экспертного сообщества обратилось в сторону Азии, дистанцировавшейся от ограничительных мер США, ЕС и их сателлитов.

Китай и Индия, Бразилия и другие страны «Большой двадцатки» приняли во внимание настойчивые рекомендации Вашингтона и Брюсселя ограничить экономические связи с Россией и Белоруссией. По отдельным направлениям сотрудничества возникли затруднения, так как партнёры российских компаний стали опасаться пресловутых «вторичных санкций». Однако таких примеров немного.

«Азиатские тигры» и близко не продемонстрировали того энтузиазма в санкционном давлении на Москву и Минск, которым бравируют деградировавшие прибалтийские этнократии. Их самоубийственные попытки бежать впереди западного паровоза лишь убедили азиатских, латиноамериканских и африканских партнёров в правильности политической сдержанности. Такое благоразумие открыло для незападной части мира перспективы новых возможностей в ситуации нового кризиса.

Пекин и Нью-Дели не собирались и не собираются применять к России санкции – ни политические, ни экономические, ни иные. Наоборот, при каждом удобном случае стороны подтверждают обоюдную заинтересованность развивать взаимовыгодное сотрудничество во всех сферах. Не является исключением оборонная сфера: Азия – традиционный покупатель российского оружия.

Столь же традиционно Азия насыщает российский рынок ширпотребом. Не только им, учитывая, что крупнейшие западные компании перенесли свои производства в Китай, Вьетнам и другие азиатские страны. Станки и оборудование, моторы и телекоммуникационные системы давно производятся на китайских, корейских, сингапурских, филиппинских и прочих азиатских заводах. Рабочая сила дешевле и дисциплинированнее, экологические требования и налоги – ниже. Со всех других сторон произвести в Азии и реализовать в Европе или Америке было и есть намного выгоднее, чем делать то же самое в стране происхождения капитала и технологий.

Со временем даже появился анекдот про одну и ту же продукцию, которая до обеда производится под известным западным брендом для западного рынка, а после обеда – под другим брендом для китайского рынка и экспорта в третьи страны. При этом цена отличалась кратно при одном и том же качестве.

США и Старая Европа, составляющие ядро пресловутого «коллективного Запада», слишком рано похоронили Россию. Российская Федерация сейчас и 30 лет назад очень сильно отличается, что совсем не очевидно не только для западного обывателя, но и для многих представителей западных элит. Иначе трудно объяснить их самоубийственное стремление вступить в конфликт с Россией.

Москва сумела собрать вокруг себя не только ближний круг – ЕАЭС, но и сформировать пояс добрососедства из участников ШОС, «Большой двадцатки» и других объединений. Все они сейчас объективно помогают России в противостоянии с «Большой семёркой» и её сателлитами. Помогают не без очевидных выгод для себя, что вполне соответствует духу взаимовыгодного сотрудничества.

Западные санкции против России и других стран ЕАЭС изначально были фрагментарными и непоследовательными. На сегодняшний день они себя принципиально исчерпали. Возможно лишь расширение пакетов ограничительных мер. При этом, судя по ситуации на рынках ЕС, США, Японии и других стран антироссийского конгломерата, санкции оказались палкой о двух концах.

Рынки только Китая и Индии – это почти 3 миллиарда потребителей из чуть более 8 миллиардов населения нашей планеты. Во многом они самодостаточны и прорваться на них с адекватным предложением по соотношению цена/качество удаётся немногим внешним заинтересованным силам. В то же время товары из Азии в США и ЕС настолько прочно вошли в структуру потребительского рынка, что даже робкие движения в сторону протекционизма встречают бурное возмущение широких масс потребителей. К тому же есть много способов и схем обхода ограничительных мер, включая те, которые наложены как национальными правительствами, так и группами государств.

Alibaba – крупнейшая в мире онлайн B2B торговая платформа, вклад которой в международные продажи различных товаров и услуг трудно переоценить. В первую очередь речь идёт о китайских товарах, так как Alibaba Group – китайская компания. Она заняла настолько прочное место в национальной интернет-торговле, что не будет кощунством перефразировать американского классика: что хорошо для Alibaba Group, то хорошо для Китая.

Alibaba Group владеет крупнейшими торговыми интернет-площадками: Alibaba (оптовая торговля), AliExpress (розница и мелкий опт), а также Taobao, Tmall и другими сервисами. Выручка китайской группы компаний по итогам II квартала 2022 года составила 205,6 млрд юаней (более $30,4 млрд). Для сравнения: ВВП Армении за 2021 год был почти $14 млрд и $68 млрд – Белоруссии.

Претензии к Alibaba, Tencent и другим подобным компаниям сводится по большому счёту к двум основным позициям. Первая: китайские торговые платформы затрудняют взимание налогов с продаж. Огромное количество не только физлиц, но и юрлиц покупают товары на китайских торговых площадках, лишая выручки торговцев теми же китайскими странами в ЕС, ЕАЭС и других странах.

Вторая основная позиция критиков сводится к обидам на отсутствие интереса китайских платформ интернет-коммерции к товарам из стран-импортёров. Практика показала, что заставить китайские компании закупать хоть что-нибудь из США, Белоруссии, Грузии, Латвии и вообще откуда-либо возможно только на правительственном уровне.

В бытность президентом Дональд Трамп развязал масштабную торговую войну с КНР ради подобия выравнивания торгового баланса. Совмин Белоруссии обложил «налогом на посылочки» отправления из Китая, установив их стоимостный лимит беспошлинного ввоза – 22 евро в месяц. Пытались выставить административные рогатки и другие государства, каждое со своей историей предпочтительных мер и относительных успехов.

Коллегия ЕЭК в 2020 году создала рабочую группу высокого уровня по трансграничной электронной торговле. На первом заседании она рассмотрела возможности для ускорения доставки товаров и упрощения их оформления с использованием института оператора. Чиновники обсуждали пути создания аналогов китайских площадок электронной торговли. Их интересовала проблема ухода прибыли в зарубежные интернет-магазины, что сокращало налогооблагаемую базу. Прошло два года, но к настоящему времени радикально переломить ситуацию многомиллиардного оттока средств в Китай чиновникам ЕАЭС не удалось.

На самом деле проблема выравнивания торгового сальдо с КНР кроется в отсутствии интересного предложения. В каждой стране обывателя могут постоянно потчевать квасным патриотизмом, нахваливая местные товары. Когда же доходит дело до продаж на международных площадках, то оказывается, что товары эти мало кому интересны.

Выход надо искать на других путях. Так, интересен опыт создания СП «AliExpress Россия», которое осуществили Alibaba Group, «МегаФон», Mail.ru Group и Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ). Такое движение в парадигме свободного рынка стало альтернативой административным рогаткам, работавшим на снижение товарооборота за счёт удорожания импорта из КНР и диссонировавшим с заявлениями представителей Москвы и Пекина о желательности развития торговых связей.

В условиях усиления западных санкций правительства государств-членов ЕАЭС уже более благосклонно смотрят на возможности, которые представляют Alіbaba и другие крупные операторы интернет-торговли. Их роль в торговых связах евразийского объединения год от года растёт и заметно смягчает санкционное давление на Россию и Белоруссию.

Разумеется, у этого явления есть и другая сторона медали, на которую в первую очередь обращают внимание налоговики и национальные производители ЕАЭС.

Электронная торговля очень эффективна в решении насущных проблем производителей товаров и услуг. ЕЭК и правительствам ЕАЭС следует уделить больше внимания содействию становления национальных платформ, для которых Alіbaba, Amazon, JD.com и другие являются хорошими примерами успеха. Всё это не отменяет необходимости поддержки национальных производителей товаров и услуг, востребованных как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Уместно сосредоточиться на создании конкурентных преимуществ и развитии таковых у своих производителей, что станет самым эффективным ответом на любые санкции.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь