#Авторский ракурс. Где мы, кыргызы? Как нам вернуть уважение к окружающей среде и людям в том числе?

0
116

 #Авторский ракурс. Где мы, кыргызы? Как нам вернуть уважение к окружающей среде и людям в том числе?

«От нас требуется воспитывать будущее поколение в духе предков, не давая главенство культу обогащения»

Президент международного общественного объединения «Конгресс тюркских народов» Эдил Марлис уулу поделился с Vesti.kg своими размышлениями относительно того, как установить определенный стандарт культуры в обществе, как вернуть нам, кыргызам, заложенные еще в первобытном строе уважение и бережное отношение к окружающей среде, философию гармоничного сосуществования с природой.

– Лет 15 назад были на съемках в Республике Горный Алтай. Это где горы и живут алтайцы. Горы очень красивые, покрытые лесами. Люди очень добрые, неиспорченные излишней цивилизацией.

При съемках одной из достопримечательностей я поднял с земли маленький интересный камушек и стал рассматривать его. Сотрудница местной Академии наук, которая сопровождала нас, тихо спросила:

– Понравился камень?

– Да, интересный.

– И вы хотите его забрать?

– Да, как память о поездке на Алтай можно было бы. Поставлю его на видное место, в сервант.

– А лежа в серванте, этот камень принесет вам пользу?

– Нет, конечно. Это же просто камень.

– Ну если он не принесет вам никакой пользы, зачем он вам? Его место здесь. Сюда определила его природа. Значит, камень нужен именно на этом месте для сохранения природного баланса. Если он потребуется в другом месте, то природа сама передвинет его туда.

Я был поражен такой философией. Молча положил камушек на место. И даже мысленно извинился перед ним, и перед природой.

Эта философия объясняет все: и чистоту вокруг, и нетронутые браконьерами леса, и непуганных диких животных. Поверьте, за месяц путешествия и съемок по всему Горному Алтаю я нигде не видел ни одного целлофанового пакета, бутылки, бумажки, окурка. Это и есть уважение к окружающей среде, любовь к природе, в том числе ко всему, что связано с ней, включая самого человека.

Все восхищаются чистотой Сингапура — уважительным отношением людей друг к другу. Сейчас это можно сказать и про Китай. В современной КНР тоже все вычищено до блеска. Аж неудобно и самому даже окурок выбросить мимо урны. И местный народ не мусорит. Но буквально некоторое время назад Китай был не такой чистый, мягко говоря. И народ не отличался культурой поведения в общественных местах. А нынешнее состояние достигнуто жестким контролем — путем порицания, наказания. Эти методы дисциплинировали народ.

Тем же путем пошла и Европа. Со временем это уже стало привычным образом жизни, культурой общества.

Однако уберите наказание, и уже через несколько десятилетий это общество опять вернется в прошлое состояние. Для этого не потребуется даже смены нескольких поколений.

Я не зря привел эти два примера. Это две разные модели. В первом случае уважение к окружающей среде, людям в том числе, уже на генетическом уровне, заложенном еще в первобытном строе. А во втором случае это насаживаемое искусственно, после прохождения всех степеней развития. Когда человек только ради своего блага использовал все возможные средства, все ресурсы природы. Во главу ставился только личностный комфорт. И только после определенного насыщения общество начало задумываться о природе и себе подобных.

Теперь давайте определимся, где мы, кыргызы? Мы, к сожалению, стали относиться ко второй группе. И даже пока не дошли до восприятия требуемого уровня культуры. Свою генетическую сущность, которая была, как у тех же алтайцев, мы растеряли в совсем короткий период, по меркам человеческой цивилизации. Восприняв себя кочевниками, мы быстро потеряли то уважение к природе, которое имели. Что для кочевника окружающая среда? Это место временного пребывания, которое при истощении и приходе в негодность можно в любой момент поменять, переселиться. Раньше природа это прощала, ведь отходы жизнедеятельности человека в те времена были не настолько пагубны для нее. Сейчас же это безвозвратная потеря.

Что нам необходимо, чтобы установить определенный стандарт культуры? Какую модель нам надо выбрать? Конечно, самая быстрая и легкая — это насадить культуру силой. Но, как выше отмечено, это держится только на этой самой силе и постоянном контроле. Сможем ли мы восстановить свои прежние настройки, свою прежнюю философию гармоничного сосуществования? К сожалению, через уже столько поколений это будет очень трудно сделать. Но при желании и достаточных усилиях, конечно же, возможно.

От нас требуется воспитывать будущее поколение в духе предков, не давая главенство культу обогащения.