«Баба Яга против». Коллективная Желмогуз Кемпир (кыргызская Баба Яга) недовольна российской культурой

0
71

«Баба Яга против». Коллективная Желмогуз Кемпир (кыргызская Баба Яга) недовольна российской культурой

«Бился в пене параноик, как ведьмак на шабаше» – по-другому не описать реакцию кыргызских правозащитников на мероприятия, проводимые в городах Кыргызстана в рамках взаимодействия двух культур. Само слово «Россия» для многих – триггер, от которого их начинает натуральным образом трясти. Плющить и колбасить. Такую личную неприязнь испытывают ко всему российскому, что кушать не могут.

В апреле в Бишкеке и Оше прошёл фестиваль российского кино. Четыре дня в кинотеатрах показывали новейшие фильмы, снятые в России и успевшие завоевать расположение российских зрителей. «Вызов», «По щучьему велению», «Воздух» – и, конечно, знаменитый «Чебурашка». Фильмы шли с кыргызскими субтитрами, так что посмотреть их могли абсолютно все желающие, даже те, кто не владеет русским языком.

О художественных достоинствах каждой кинокартины можно спорить… А можно и не спорить. Каждый имеет полное право на своё собственное мнение, а каждый фильм имеет право на то, чтобы быть показанным и посмотренным. Вот с чем точно не поспоришь – так это с фактом, что ни одна из демонстрировавшихся кинолент не являет собой «российскую пропаганду». Ту пропаганду, которой как огня боятся и с которой борются, как с ветряными мельницами, прозападные кыргызстанские НКО. Фильмы пропагандируют доброту и взаимопомощь, силу духа, смелость – и другие общечеловеческие ценности.

С чего вдруг так завелись и возбудились некоторые местные «кинолюбы»?

Кинолюбы, кстати, можно написать и без кавычек. Руководитель некоммерческой организации «Бир Дуйно – Кыргызстан» Толекан Исмаилова, перечисляя все свои должности и регалии, на первое место ставит «Почётный член Союза кинематографистов КР». Казалось бы – где кино, а где правозащитная деятельность, осуществляемая на деньги западных спонсоров? Но многогранная Толекан ухитряется совмещать.

«Баба Яга против». Коллективная Желмогуз Кемпир (кыргызская Баба Яга) недовольна российской культурой

Именно её, главу «Бир Дуйно», больше всех потрясло объявление о предстоящем кинофестивале. Чтобы выразить в соцсетях своё негодование, она даже слова подобрать затруднилась. Ограничилась междометиями и гневными смайликами.

«Баба Яга против». Коллективная Желмогуз Кемпир (кыргызская Баба Яга) недовольна российской культурой

Кофейня в центре Бишкека, где Толекан Асаналиевна обнаружила «крамольное» объявление и сфотографировала его, чтобы потом выложить в сеть со своими ахами и охами, – место приметное и давно облюбованное разной мелкой антироссийской шушерой. В том смысле, что шушера отслеживает в кофейне элементы российской пропаганды (параноик на то и параноик, чтобы повсюду видеть то, чего он боится, – особенно если этого там нет). Последний раз шушере не понравились лежавшие в заведении на видном месте несколько экземпляров «Российской газеты».

Толекан Исмаилова – шушера не мелкая.

«Баба Яга против». Коллективная Желмогуз Кемпир (кыргызская Баба Яга) недовольна российской культурой

И как член Союза кинематографистов, два года назад засветилась на другом кинофоруме. Тогда она тоже вела себя как разъярённая фурия и с пеной у рта отстаивала конституционное право каждого гражданина смотреть то, что ему хочется и нравится.

«Баба Яга против». Коллективная Желмогуз Кемпир (кыргызская Баба Яга) недовольна российской культурой

Тогда, в 2022-м, в Бишкеке с подачи «Бир Дуйно» должны были демонстрироваться два весьма скандальных фильма. «Этот дождь никогда не закончится» режиссёра Алины Горловой и «Мара» режиссёра Саши Кулак. Первое кино – о том, как война в Сирии плавно перешла в российско-украинский конфликт. Конкретнее: принимая участие в боевых действиях в Сирии, Россия оттачивала своё мастерство и «репетировала вторжение в Украину» (кино, собственно, об этом). Второй фильм посвящён выборам в Беларуси 2020 года. Его идея тоже отлично встраивается в канву национального самосознания, борьбы с диктатурой, деколонизации и прочего, чем последние годы усиленно забиваются головы кыргызской (и не только) молодёжи.

В решающий момент фильмы к показу запретили. Почему именно запретили – имеющему глаза и уши не надо было объяснять. Это не безобидный «Чебурашка», а самая настоящая неприкрытая, навязчивая, назойливая, агрессивная антироссийская пропаганда…

Два года назад кыргызстанцы вместо провокационного кино впервые увидели бьющуюся в пене Толекан Исмаилову, подозревающую и обвиняющую всех и вся, доказывающую необходимость показа именно сейчас именно этих фильмов. А сейчас вот такой кульбит. Суть её нынешнего демарша: «Какое право имеет Россия везти в Кыргызстан свою культуру?!»

Адептов у неё хватает. Людей, которые, натурально, не видят дальше своего носа, которые не смотрели и не желают смотреть ничего российского (даже сказок), не убеждают даже аннотации и отзывы других зрителей. «Запретить», «отменить», «не пущать»… К счастью, адекватного народа в Кыргызстане тоже немало. На киносеансы ходили целыми семьями, большими дружескими компаниями. Потом делились впечатлениями – разными, но, как правило, позитивными.

А Россия тем временем продолжает, выражаясь языком энпэошников, «насаждать в Кыргызстане свою культуру». Следующий этап культурного насаждения запланирован на конец апреля – начало мая. В республику едет Ансамбль песни и пляски Центрального военного округа Министерства обороны России. Концерты приурочены к годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Любителей и ценителей хорошей музыки ждут русские народные и зарубежные песни (в том числе и на кыргызском языке) – в основном композиции на героико-патриотическую тему.

И предстоящий приезд ансамбля тоже костью встал в горле кыргызских псевдопатриотов. Тут уже не только «Бир Дуйно» беснуется, но и прочая правозащитная братия. Похожий всплеск отрицательных эмоций вызвало только известие о прекращении в Кыргызстане деятельности фонда Сороса. Только-только «патриоты-правозащитники» переварили этот «кошмар и ужас» и чуть-чуть успокоились – новая беда. Россия опять засылает к нам своих «колонизаторов». Да ещё и военных! Да ещё и с песнями и войне!

«Баба Яга против». Коллективная Желмогуз Кемпир (кыргызская Баба Яга) недовольна российской культурой

Великая Отечественная война сама по себе давно переосмыслена доморощенными кыргызскими «историками». Названа «не нашей войной», подготовка к празднованию и собственно празднование Дня Победы именуются «победобесием», каждый год толпа «деколонизаторов» ликует по поводу отмены в Бишкеке военного парада. И каждый год с приближением 9 мая разгораются антивоенные настроения. Разговоры на тему шествия Бессмертного полка повергают «Бир Дуйно», «Кылым Шамы» и разные «политические клиники» в уныние, граничащее с депрессией. И каждую весну в них теплится огонёк надежды: а вдруг на сей раз запретят?

Не запрещают. В этом году по улицам Бишкека и южной столицы – Оша (и ещё в некоторых населённых пунктах) Бессмертный полк снова пройдёт. И «правозащитники» уже начали его традиционную травлю.

Принципиально нового ничего не придумали. «9 мая – день скорби, а не радости»; «опять пойдут зомбированные рашистской пропагандой»; «почему американцы так широко не отмечают победу над Гитлером, хотя именно они его победили»; «Россия гордится тем, что уничтожила фашизм, а сама теперь стала фашистским государством»…

«Баба Яга против». Коллективная Желмогуз Кемпир (кыргызская Баба Яга) недовольна российской культурой

Разница лишь в том, что кыргызские НКО, финансировавшиеся соросовским «Открытым обществом» и теперь, надо полагать, снятые с довольствия, лютуют нынешней весной особенно сильно. Уходить со сцены вслед за спонсором ой как не хочется – отсюда и обострение немотивированной ярости.

«Баба Яга против». Коллективная Желмогуз Кемпир (кыргызская Баба Яга) недовольна российской культурой