Белорусские власти проверят на причастность к “государственному пиратству”

0
57

Белорусские власти проверят на причастность к "государственному пиратству"

Обстоятельства приземления лайнера ирландской авиакомпании станут предметом международного расследования. Фото Reuters

Ситуация с арестом журналиста Романа Протасевича, взятого под стражу после того, как самолет, на котором он находился, вынужден был сесть в Минске, станет предметом международного расследования. Им займется Международная организация гражданской авиации (ICAO). Она собралась на экстренное заседание в онлайн-формате. Каковы будут последствия этого расследования, пока неясно. Однако секретариат ICAO объявил, что не будет закрывать небо над Белоруссией для полетов гражданской авиации.

О созыве срочного заседания прессу уведомил президент совета ICAO Сальваторе Шаккитано. Подключить специализированное учреждение ООН, каковым является данная организация, к инциденту в Минске потребовали лидеры стран ЕС на саммите в Брюсселе. Кроме того, с отдельной просьбой к ней обратились ряд европейских государств. В частности, Франция отправила туда заявку на приостановку полетов над Белоруссией. Более того, госсекретарь по европейским делам МИД Франции Клеман Бон назвал действия белорусских властей «актом государственного пиратства», на который нужно соответствующим образом прореагировать. В день онлайн-заседания, 27 мая, со схожим по тональности заявлением выступили министры стран G7 – главы МИД Канады, Франции, Германии, Италии, Японии, Великобритании и США, а также верховный представитель ЕС. Они также осудили действия официального Минска и обратились к ICAO. Министры потребовали от организации «незамедлительно ответить на вызовы, брошенные ее правилам и стандартам».

В ICAO входят 191 из 193 стран, входящих в ООН, организация отвечает, например, за выдачу позывных для самолетов по всему миру. Поэтому ее оценка действий белорусских властей и реакции на них со стороны государств ЕС чрезвычайно важна. Напомним, что уже 24 мая, на следующий день после посадки в Минске самолета ирландской авиакомпании Ryanair, следовавшего из Афин в Вильнюс через воздушное пространство Белоруссии, власти ряда европейских стран стали закрывать свое небо для полетов белорусских государственных авиакомпаний.

Правда, уже перед онлайн-заседанием секретариат ICAO официально заявил, что не может принять решение о закрытии белорусского неба для полетов. В своем сообщении эта структура разъяснила, что «закрытие воздушного пространства или полномочия по вынужденному приземлению самолетов никогда не были частью» ее полномочий. Секретариат ссылается на Чикагскую конвенцию, устанавливающую основные принципы работы международной авиации. Впрочем, предложение о международном расследовании в рамках ICAO в этом сообщении отвергнуто не было. По поводу самого факта посадки самолета организация выразила обеспокоенность. Следует отметить, что в той же Чикагской конвенции есть статья 3-бис. В ней записано, что «государство должно воздержаться от применения военной силы против гражданских воздушных судов в полете». Угроза взрыва бомбы на борту, которая, как утверждают в ЕС, исходила от белорусских властей, как раз может подпадать под этот пункт.

В онлайн-заседании приняло участие 36 дипломатических представителей совета ICAO. В их числе – представители Белоруссии и России. Итоговое заявление будет принято 28 мая, сообщил пресс-секратарь ICAO Энтони Филбин. Официальный Минск не выступил против расследования. Департамент авиации Министерства транспорта Белоруссии пригласил представителей ICAO, а также ряда других международных и зарубежных структур к совместному расследованию. Позиция белорусских властей остается прежней: самолету приказали приземлиться в Минске из-за угрозы взрыва бомбы, которая содержалась в электронном письме от ХАМАС. Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что сообщение о минировании самолета Ryanair поступило по электронной почте из Швейцарии. Сама группировка ХАМАС утверждает, что с такой угрозой не выступала. Накануне заседания ICAO швейцарский интернет-провайдер Proton Technologies AG официально подтвердил, что сообщение о минировании самолета было действительно отправлено, но уже после его разворота в сторону Белоруссии, и автор письма провайдеру неизвестен.

Какими бы ни были результаты расследования, его практические последствия будут во многом зависеть от позиции России. А она всячески демонстрирует, что в истории с самолетом ее симпатии – на стороне Лукашенко. Так, 27 мая австрийская авиакомпания Austrian Airlines сообщила, что разрешение на прибытие ее рейса из Вены в Москву в облет Белоруссии российскими властями выдано не было. 

***

За развитием ситуации внимательно следили авторы российских общественно-политических Telegram-каналов. Главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов обратил внимание на сообщение Reuters, в котором сообщается: швейцарский интернет-провайдер Proton заявил, что письмо о минировании самолета Ryanair отправили уже после его разворота в сторону Минска. «Хамас отправляет предупреждение из Швейцарии. А Байдену и Путину точно нужно там встречаться?», – задается также вопросом Венедиктов.

Авторы канала «Мюсли вслух» комментирует новости о том, что Россия перестала выдавать разрешения на прибытие рейсам, которые летят в облет Белоруссии», констатируя, что иными словами, «ради солидарности» с Лукашенко РФ «создает трудности своим гражданам».