Центральная Азия. Новейшая история: главные события недели, 26 августа — 1 сентября 2024

0
86

Центральная Азия. Новейшая история: главные события недели, 26 августа — 1 сентября 2024

О главных событиях в странах Центральной Азии, о тенденциях и трендах в нашем еженедельном обзоре

* Новости о выступлении казахстанских спортсменов русского происхождения стали поводом для нападок казахских националистов. Толчком к этому, конечно же, послужила реакция общественности на снятие с Олимпийских игр Елены Рыбакиной и Юлии Путинцевой.

Напомним, что экс-москвичка Рыбакина заболела бронхитом и не смогла приехать на Олимпийские игры, Юлия Путинцева тоже была вынуждена пропустить Париж из-за травмы колена… С тех пор казахстанские спортсменки русского происхождения регулярно подвергаются нападкам со стороны националистически настроенных граждан.

– У них семьи там до сих пор (в России. – Прим. редакции). Не только семьи: дома, друзья, и всей душой они там. Им дали знать, что их выступление на Олимпиаде не приветствуется на Родине. Вот они и слились. Потому что если бы она выиграла там, у многих «прорвало» бы. Сколько волка не корми, все равно в лес смотрит, – пишет в Сети стоматолог из Астаны Бексултан Оспанов.

На Рыбакиной и Путинцевой националисты не остановились и решили перекинуть «хейт» на других спортсменов. Так, обструкции подвергся воспитанник хоккейной школы Астаны Всеволод Логвин, выступающий за «Барыс» в КХЛ. Поводом вспышки гнева по отношению к парню стало его решение принять российское гражданство. Что любопытно, больше всего лютуют в комментариях те националисты, которые призывают любого, кто хоть немного высказывается за Россию, «сваливать в рашку». Теперь же они изрыгают ненависть в отношении тех, кто последовал их же совету.

– Пусть едет в Украину и там стреляет и выступает, – призывает костанаец Диас Алимов.

* Владимир Михайлович Джабаров – первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по международным делам. Пользователям Telegram он известен как ведущий канала «Сенатор Джабаров», где Владимир Михайлович беспристрастно, честно и объективно пишет о геополитической обстановке в мире, роли России и союзников в новой реальности… «ВЭС 24» попросил сенатора ответить на вопросы, которые сейчас на устах многих экспертов.

– Владимир Михайлович, Вы, пожалуй, один из немногих представителей власти, кто открыто и честно прокомментировал задержание Дурова в Париже. С одной стороны, понятно, что никакой свободы слова на Западе нет. С другой – существуют откровенные риски для дальнейшего проведения СВО, скажем, в той части, где задействован Telegram… Вопрос другого плана – какие риски есть у пользователей Telegram в Центральной Азии и других частях мира? В чем может быть их уязвимость?

– Несомненно, принципиальная позиция Павла Дурова, отказывавшегося сотрудничать со спецслужбами стран, где используется этот мессенджер, делала Telegram относительно надежным способом связи и обмена информацией. Telegram стал очень популярным во многих странах мира, включая государства Центральной Азии. Сейчас, когда французы практически выкручивают Павлу Дурову руки, требуя доступ к кодам и ключам (специалисты лучше понимают, о чем идет речь), многое зависит от того, получат ли спецслужбы Франции, США и других стран Запада доступ к переписке в Telegram. С учетом традиционно близких отношений стран Центральной Азии с Россией они тоже будут в зоне «специальных» интересов западных спецслужб.

– Очень часто Вы, комментируя события в регионах ЦА, призываете «не читать и не слушать эмиссаров коллективного Запада», особенно в той части, которая касается прагматических вопросов: соблюдение антироссийских санкций и участие в проектах, инициаторами которых выступают РФ и КНР. В конце концов, страдать будет не Россия… Почему, говоря о преимуществах торгово-экономических отношений с РФ, лидеры государств тем не менее продолжают «играть в многовекторность» и делать вид, что ничего не происходит? Когда, на Ваш взгляд, наступит пора того судьбоносного выбора?

– Мы должны понимать, под каким мощным давлением находятся наши союзники. Даже таким сверхдержавам, как Китай и Индия, приходится непросто развивать полномасштабное сотрудничество с нашей страной под угрозой применения к ним американцами вторичных санкций. Еще труднее менее крупным странам противостоять бесцеремонному давлению Запада. Отсюда и заявления о многовекторности. Уверен, когда нам удастся убедить всех наших союзников (в том числе потенциальных) в безусловной победе России в противостоянии с коллективным Западом, многовекторность постепенно сойдет на нет. Вернее, многовекторность уступит место многополярному миру.

* Проходящий в эти дни в России форум «Россия-Африка» (в рамках форума высокотехнологического развития «Технопром») актуализировал несколько направлений сотрудничества между сторонами. Мы уже писали об образовании и подготовке кадров, теперь пришло время поговорить об экономике и производстве.

Причем о производстве высокотехнологичном. Россия известна своими решениями в сфере информационных технологий (пользователи Телеграма не дадут соврать, несмотря на туманную судьбу его основателя). За годы доминирования Запад приучил мир к мысли, что лучшие решения в IT-отрасли принадлежат ему и разработаны его специалистами. Это неправда. Те, кто имел возможность сравнить скорость и качество работ в банковских приложениях, в сервисах государственных услуг, платежных системах в России и на Западе, тот приятно (или неприятно, это зависит от политических предпочтений) удивится: в России они работают лучше. Объективно лучше.

Скажем больше. Российские разработки в области искусственного интеллекта, цифрового моделирования, систем безопасности – тоже на отличном уровне. А самое главное, русские открыты к сотрудничеству и готовы делиться с партнерами (подчеркнем – дружественными) этими разработками. Именно об этом и говорили на сессии «Россия-Африка: перспективы бизнес-партнерства» в рамках вышеуказанной встречи. Отметим, что с африканской стороны была самая что ни на есть представительная делегация: чрезвычайные и полномочные послы Мали, Буркина Фасо, Чада, Гвинеи, а также представители ведущих вузов Западной Африки. Мы уже писали, что акцент данного форума – это именно франкоговорящие страны западной части континента. Тот факт, что Парижу подобные российские инициативы весьма не нравятся, лишь добавляет пикантности в ситуацию и создает старый добрый антиколониальный подтекст вполне в духе советско-африканской дружбы. По-видимому, эту атмосферу почувствовала и руководитель Центра народной дипломатии Наталия Красовская:

«Все они (послы перечисленных западноафриканских стран – прим. ред.) подчеркивали стратегическую важность сотрудничества с Россией для своих стран, вспоминали о вкладе СССР в установление независимости во многих странах Африки. А посол Чада Адам Бешир Махамуд также отметил определяющую роль советского народа в победе над нацизмом. Он напомнил о том, какой колоссальной ценой далась нам эта победа, и осудил те процессы, которые направлены на переписывание истории и затирание правды о решающем вкладе России в завершение Второй мировой в благоприятном для мира ключе. На мой взгляд, сейчас мы очень правильно выбрали себе друзей».

* Хакан Аксай, советник мэра Стамбула, принял участие в Международном муниципальном форуме БРИКС. «ВЭС 24» делится разговором с советником и его мнением о роли Турции в отношениях между Европой и Азией.

– Здесь много говорят о Евразии и новых реалиях, но мы часто задаемся вопросом: а к какому миру мы принадлежим? Являемся ли мы частью Европы или Азии?

Евразия понимается как Азия и Европа, то есть фактически как противоположное Европе. Однако ответ очевиден: мы являемся частью и Европы, и Азии. Хотя иногда возникает ощущение, что некоторые западные лидеры не хотят видеть нас рядом с собой.

Политическая власть Турции иногда вспоминает об этом и делает шаги в этом направлении, пытаясь играть роль посредника между Россией и Западом. Но они делают это недостаточно решительно и непоследовательно, что не вызывает доверия ни у России, ни у Запада.

Я думаю, что в Турции скоро начнется новое время. Оппозиция выиграла последние местные выборы: почти все крупные и большие города Турции оказались в руках Народной Республиканской Партии, самой сильной партии оппозиции. Это произошло впервые за последние 22 года в истории Турции.

Кроме того, у нас экономический кризис, поэтому почти все уверены, что следующие президентские и парламентские выборы будут досрочными. Вопрос только в том, когда они состоятся: через год, два или три.

Почему я говорю об этом? Думаю, нам не нужно ждать светлого будущего, не нужно откладывать все на завтра. И нам нужно сегодня укрепить связи между турецкими городами и местным руководством России.

* После достигнутых на уровне Кремля договоренностей о стратегическом партнерстве африканские государства в каком-то смысле заново стали открывать для себя Россию. Которая, конечно же, не ограничивается Москвой и Питером, потенциал практически каждого российского региона огромен. 

Особенно когда речь идет о Сибири. Которая не только кладовая полезных ископаемых, но еще изобилует и научными центрами, и современными технологиями, и потенциальными инвесторами, способными дать жизнь взаимовыгодным проектам, как в самой России, так и в Африке. Наука, промышленность, новые технологии, сельское хозяйство, инвестиции – эти и многие другие темы гости из африканских стран обсудили в далеком от мировых столиц Новосибирске, где открылся международный форум «Технопром-2024».

С образованием и наукой в странах Африки всегда было, мягко говоря, не очень. И в свое время Советский Союз здорово помог многим из стран континента в подготовке национальных кадров. В отличие от Запада практически бесплатно. И сколько бы грязи западные СМИ не выливали на Россию, африканцы знают – российское образование очень хорошее и относительно недорогое.

«Очень хорошие специалисты в российских вузах, и люди у вас в России приветливые. Очень много людей учились и во времена СССР, и после его распада уже в современной России. И все они стали настоящими профессионалами. У нас в Африке все очень рады, что сейчас сотрудничество между нашими странами расширяется», — рассказал «ВЭС 24» директор исследований и сотрудничества университета Абду Мумуни из Нигера Адиара Яэ Сэду.

В общем русские плохому не научат, сошлись во мнении гости из Африки. И это не просто слова. По состоянию на март 2024 года у России со странами Африки действовало 29 межправительственных соглашений, 20 межведомственных меморандумов и 25 межправительственных соглашений о сотрудничестве в сфере науки и высшего образования. Президент РФ Владимир Путин в своей статье «Россия и Африка: объединяя усилия для мира, прогресса и успешного будущего» отметил, что в российских вузах на данный момент обучается около 35 тыс. студентов из Африки, более 6 тыс. из них получают российские стипендии. По данным Минобрнауки РФ, за 13 лет число студентов из Африки выросло в три раза.

«Партнёрство в сфере науки и образования выгодно и для России, и для стран Африки. Образование, которое мы получали и получаем в России, создаёт связи, которые нас объединяют», – отметил Чрезвычайный и Полномочный Посол Буркина-Фасо в Российской Федерации Аристид Рапугдондба Людовик Тапсоба.

Неудивительно, что к уже достигнутым договоренностям добавляются новые. Так, на XI Международном форуме технологического развития «Технопром-2024» Томский политехнический университет и Нигерская национальная нефтяная компания (SONIDEP) подписали меморандум о взаимопонимании. Вместе стороны планируют развивать образование в области геологии и нефтегазового дела. Среди основных направлений подписанного меморандума – сотрудничество в области образования, подготовка кадров и проведение исследований в области геологии и нефтегазового дела. Так, вуз и компания планируют проводить совместные курсы, семинары, в том числе и на базе Русского дома, который открывает в Республике Нигер Центр народной дипломатии. Использовать возможности дистанционного образования, организовывать академический обмен.

 * Арест основателя Телеграм в Париже прекрасно вписывается в парадигму «это другое», а если представить ситуацию более арехтипически – в старую добрую модель «что позволено Юпитеру, не позволено быку». Является ли задержание Дурова крахом демократических идеалов или манифестацией отсутствия каких-либо идеалов – в материале «ВЭС 24».

Дуров, неглупый парень из Питера, обманул сам себя, давайте признаем. Точнее, вначале его, конечно, обманула западная система мироустройства, декларировавшая свободу слова, совести, судов и бог знает чего еще. В сущности, сам виноват – мальчик взрослый, разменял сорокет, заработал неисчислимое количество миллиардов, а поверил в такой дешевый развод, как западные ценности. Натурально, цирк с Дуровым. Стриженых пуделей не хватает, хотя слепая французская Фемида, думаем, предоставит и их.

Говорили ему (к слову, сам бывший президент России, а ныне звезда дуровского Телеграма Медведев, среди прочих, говорил): Паша, бабки бабками, а Родина – она одна. Да, на Родине есть спецслужбы. Да, с ними надо сотрудничать. Таковы правила игры. Но Павел, запахнувшись в тогу нового идола киберпанка и цифрового бунтаря, решил быть равноудаленным, поиграть, так сказать, в нейтралитет, а то и «многовекторность». Ни с кем он не захотел сотрудничать, по невероятной наивности решив, что Запад, в отличие от «кровавой Москвы», заставлять не будет. Забавно. «Кровавая Москва» в конечном итоге его отпустила с миром вместе с его миллиардами и даже тихо гордилась своим блудным сыном, несмотря на его неоднозначные, хотя и не переходящие грани высказываниями. А вот Запад оказался, как пелось в советской диссидентской песенке, «не отцом, а сукою».

И ведь был уже кейс Ассанжа. Неужели же Павел думал, что чаша сия его минует? Неужели же он правда думал, что в случае с Ассанжем западные идеалы свободного доступа к информации просто слегка засбоили? Откроем страшную тайну – никаких западных ценностей под грифом «свобода слова» никогда и не существовало. Сначала была холодная война, и Запад воевал на информационном фронте с советским блоком, затем однополярный момент, и тогда действительно казалось, что мир накрыла «свобода слова». Но это только казалось. Никакой «свободы слова» нет, есть комплекс западных нарративов, входящих в комплекс большого западного дискурса, выполняющего вполне прикладные задачи. Сами посудите, разве будет мошенник на доверии говорить вам, что он жулик? Он скажет вам, что респектабельный коммивояжер или банковский служащий, иначе же вы ему не поверите. Вот и западная пресса нацепила на себя бэйдж «свобода слова». Чтобы поверили. И многие идиоты, иногда весьма полезные, поверили.

* Данная публикация-размышление является свое рода продолжением нарратива о потребительском отношении к России со стороны ее соседей, который задал в инфопространстве президент Белоруссии Лукашенко. В рамках публикации мы также проанализируем расхожий в центральноазиатских СМИ тезис об «имперскости» Москвы и «добродушии» Запада.   

Символическая стигматизация (Россия – кровожадный агрессор; Запад – добрый гуманист) призвана отключить критическое мышление потребителей данного рода информации. Ярлыки как бы останавливают анализ и блокируют попытки разобраться в сути происходящего. Сказано же, Запад – гуманист и миротворец, значит, так и есть. Тем более если сказано с амвона «демократической прессы». Людям всегда тяжело и лениво думать, подвергать критическому осмыслению сложную информацию, тогда как готовые и разжеванные семантические блоки, да еще и эмоционально окрашенные, заходят на ура. Тот факт, что смысловые позиции входят друг с другом в явное противоречие, никого не интересует, считается, что «пипл и так схвавает». И ведь хавает.  

Разберем пример, о котором уже неоднократно писали многие наши коллеги. Отношение к мусульманскому миру со стороны Запада и России. Что мы видим в виртуальном, дискурсивном пространстве, и что в реальной жизни. Мы видим, как, например, казахстанские, крепко заряженные активисты, качают тему разного рода притеснений, которым якобы подвергаются мусульмане в России и в тех местах, куда дотягивается «кровавая рука Кремля». Русские, в соответствии с этим нарративом, убивают сирийских мусульман, унижают своих, проживающих в России мусульман, и пришлых, приезжающих (внимание) из стран Центральной Азии. Теперь что происходит в реальности. В реальности количество мечетей в России со 120 в 1991 году выросло до 7 тысяч в 2023 году. Разумеется, это свидетельствует о «жестком притеснении мусульман» и ислама как такового.  

Тем временем Израиль, ближайший союзник США на Ближнем Востоке, уничтожает арабских мусульман буквально тысячами. Женщин, детей, стариков – без разбору. Много об этом говорят казахстанские (или узбекистанские, или кыргызстанские) активисты? Ничего не говорят. Много «юрт несокрушимости» появилось в Секторе Газа? Ни одной. Но при этом Запад остается в белой тоге морального лидера и нравственного цензора. Как так получается? Очень просто – он, Запад, платит (причем сравнительно небольшие деньги) этим самым активистам, которые брызжут слюной строго по заказу. Их слюна денег стоит. Тот общеизвестный факт, что именно западники развязали почти все крупные и малые войны XX века, не обсуждается в центральноазиатских СМИ. Тот факт, что Россия тратит колоссальные средства и ресурсы на помощь соседним и не только странам, в них старательно замалчивается. Зато с плохо скрываемой радостью обсуждается в инфоповестке стран региона новости о противоречиях между Турцией и Россией, однако ничего не говорится о том, что российские пожарные самолеты помогают турецким коллегам тушить пожары в стране, а российское МЧС помогало ликвидировать последствия недавнего разрушительного землетрясения.