Что делается в Таджикистане для улучшения положения детей?

0
104

Что делается в Таджикистане для улучшения положения детей?

Сегодня, в Международный день защиты детей, поговорим об уважении к правам ребенка.

Каждый третий житель Таджикистана – ребенок, и защита его прав становится все более важной задачей для государства. Однако десятки тысяч девочек все еще не заканчивают школу, а насилие над детьми и нарушение прав ребенка с инвалидностью остаются распространенным явлением.

Разбираемся, что уже сделано и какие вызовы еще предстоит преодолеть, чтобы каждый ребенок в нашей стране мог расти в безопасности и с уверенностью в будущем.

Какие законы защищают будущее страны?

В Таджикистане серьезный прорыв в защите прав детей произошел в 2015 году с принятием закона «О защите прав ребенка», который объединил основные нормы и установил четкие стандарты для государства, семьи и общества.

В документе прописаны права детей – на жизнь, образование, защиту от насилия и свободу выражения мнения, а также обязанности государства по их обеспечению. 

В последние годы в закон были внесены важные поправки, которые усилили запрет на насилие и расширили права детей на участие в общественной жизни. Кроме того, закон «Об образовании» закрепил обязательное 11-летнее обучение, а в законе «Об ответственности родителей» теперь воспитание стало совместной задачей семьи, школы и государства.

Бедность снизилась, но дети все равно не доедают

Детская бедность в Таджикистане остается одной из острых социальных проблем, несмотря на заметные успехи последних лет. 

По данным ЮНИСЕФ, за последние десять лет экономика Таджикистана выросла более чем на 7% в год, и это помогло снизить уровень бедности с 25,7% в 2015 году до 10,7% в 2023-м. Безусловно, это большой успех, отметили в Фонде.

«При этом традиционная статистика часто не показывает всей картины. Уязвимые дети часто остаются незаметными, – сообщили в организации. – Именно поэтому так важно проводить специальные оценки, чтобы выявить тех, кто действительно нуждается в поддержке, и создавать программы, которые учитывают именно интересы детей».
Чтобы детская бедность сокращалась не только сейчас, но и в будущем, необходим системный подход и переход к инклюзивным инвестициям. 

«Это значит, что в бюджетах и планах страны должны учитываться потребности детей — чтобы их проблемы не оставались на втором плане, а становились приоритетом, – отметили в ЮНИСЕФ. – Кроме того, важна развитая система социальной защиты, которая сможет быстро реагировать на кризисные ситуации и поддерживать особенно уязвимые группы. Например, девочек из сельской местности и детей с ограниченными возможностями».

Учиться всем

В феврале 2024 года парламент принял поправки в закон «Об образовании», согласно которым обучение до 11 класса стало обязательным для всех школьников.

Если ученики не желают продолжать обучение в школе, они обязаны поступить в колледжи или техникумы. Цель данной инициативы – помочь снизить уровень преждевременного прекращения учебы, особенно среди девочек.

По данным ЮНИСЕФ, девочки посещают начальную школу почти так же активно, как и мальчики — 97% против 98%. Но с возрастом разрыв растет: многие девочки сталкиваются с социальными и культурными препятствиями, мешающими им закончить полное среднее образование.

Эти проблемы связаны с бедностью, традиционными гендерными установками и ограниченным доступом к высшему образованию.

В ответ на эти вызовы ЮНИСЕФ в Таджикистане и партнеры реализуют ряд инициатив. Так, в рамках проекта Spotlight учителя из 35 школ прошли обучение по навыкам 21 века и вопросам гендерного равенства, насилия в отношении детей и сексуального насилия. 

Обученные педагоги подготовили более 900 членов студенческих советов, которые затем охватили более 10 800 сверстников, обучая их по принципу «равный – равному».

Кроме этого, при поддержке Евросоюза, ЮНИСЕФ совместно с Минобразования и Минтруда разработали первую в стране Программу консультирования по вопросам карьеры с учетом гендерных аспектов. Эта инициатива с цифровыми ресурсами помогает молодежи, особенно девочкам, получать индивидуальные рекомендации по обучению и выбору профессии. К программе уже присоединились 100 школ.

«В общей сложности 1528 учителей (преимущественно женщины) и 2600 членов студенческих советов (включая 1317 девочек) прошли обучение по ключевым навыкам и вопросам равенства, что привело к созданию 219 социальных проектов, направленных на поддержку девочек и инклюзивное образование», – сообщили в ЮНИСЕФ Таджикистана.

Инклюзивное образование – не только про детей с инвалидностью

В конце 2024 года правительство Таджикистана утвердило Национальную концепцию развития инклюзивного образования – важный шаг, который открывает двери качественному и равному обучению для каждого ребенка. 

Но как подчеркнула Заррина Курбонбекова, специалист по раннему детскому вмешательству и инклюзивному образованию, чтобы эта концепция не осталась на бумаге, нужен четкий механизм действий: с ясными сроками, ответственными лицами и необходимыми ресурсами.

«Таджикистан подписал Конвенцию ООН о правах лиц с инвалидностью и сейчас готовится ее ратифицировать. Это значит, что страна меняет подход к инвалидности – от устаревшей медицинской модели к социальной, где главное – создавать равные возможности и защищать права каждого, – отметила эксперт. – Чтобы это стало реальностью, нужно усилить взаимодействие между разными ведомствами, обновить законы и расширить систему раннего выявления и поддержки детей с особыми потребностями».

Такой комплексный подход, по ее словам, позволит сделать образование и общество более открытыми и доступными для всех. Это значит, что школы должны стать доступнее, учебные материалы – понятнее, а педагоги – лучше подготовленными.

«Инклюзивное образование – это ведь не только про детей с инвалидностью. Это про качественное образование, которое учитывает потребности каждого ребенка, – объясняет Заррина Курбонбекова. – Если система сможет поддерживать самых уязвимых, она станет сильнее и для всех остальных».

Дети должны жить в безопасности

В Таджикистане закон «О защите прав ребенка» строго запрещает любое насилие в отношении детей – как в семье, так и в образовательных учреждениях. В январе 2024 года в закон внесли ряд поправок, которые предоставили ребенку дополнительные права и возможности для самостоятельной защиты своих интересов.

В частности, ребенок имеет право обратиться за помощью в органы опеки и получить защиту от жестокого обращения, будь то физическое, психологическое или сексуальное насилие.

Кроме этого, Таджикистан ратифицировал Конвенцию ООН о правах ребенка, взяв на себя обязательства по созданию безопасной среды для детей. В Уголовном кодексе предусмотрены ужесточенные наказания за преступления против несовершеннолетних, а в стране действует комплекс законодательных мер против насилия и дискриминации.

С 2021 года ряд министерств и ведомств внедрили порядок рассмотрения обращений детей, позволяющий им самостоятельно защищать свои права. 

Реализуются национальные программы по защите детей, развитию инклюзивного образования и улучшению доступа к медицине и социальной помощи, при поддержке доноров запускаются проекты по профилактике насилия.

НПО оказывают комплексную поддержку пострадавшим детям и семьям, проводят тренинги и кампании в школах. В ряде учебных заведений внедряются антибуллинговые программы, а педагоги проходят подготовку по психосоциальной поддержке детей.

Страх и традиции против защиты детей

Однако, несмотря на наличие достаточно продуманного законодательства и предпринимаемые усилия, проблема насилия над детьми сохраняется из-за недостаточной реализации законов и отсутствия системной поддержки пострадавших.

По словам Гульчехры Рахмановой, руководителя Общественного фонда «Ташаббуси хукуки», только при комплексном подходе – с вовлечением государства, гражданского общества и самих семей можно добиться реального изменения.

«В нашей стране до сих пор сохраняются устаревшие взгляды, которые считают физическое наказание нормой воспитания, – отмечает правозащитница. – Люди боятся общественного осуждения и не хотят вмешиваться во «внутрисемейные» дела, поэтому случаи насилия часто остаются незамеченными. 
К тому же, правоохранительные органы и соцслужбы не всегда имеют достаточную подготовку и ресурсы, чтобы эффективно защищать детей. Также усугубляют ситуацию экономические трудности и массовая миграция – многие дети остаются без должного контроля и поддержки».

По словам эксперта, для реальной защиты детей нужно наладить тесное взаимодействие между школами, медиками и полицией, а также создать удобные и анонимные каналы связи, через которые дети смогут легко и безопасно просить о помощи.

Также важно расширять поддержку в сельских районах и работать с родителями и сообществом, чтобы изменить отношение к насилию и сделать систему защиты действительно работающей.

«Очень важно развивать систему ювенальной юстиции со специализированными судами и службами, чтобы дети не переживали повторной травмы, защищая свои права. Также необходимо активно продвигать инклюзивность и бороться с дискриминацией, особенно в отношении уязвимых групп детей», – отметила Гульчехра Рахманова.

Дети с инвалидностью: борьба за полноценную жизнь

По-прежнему остаются острыми и вопросы поддержки детей с инвалидностью. Несмотря на отдельные позитивные шаги, без комплексного подхода изменить ситуацию невозможно.

В Таджикистане для детей с инвалидностью предусмотрено бесплатное образование. Медицинские услуги для них также бесплатны, и ежегодно они могут получать лечение в специализированных учреждениях.

Сабохат Хакимзода, руководитель Ассоциации родителей детей с ограниченными возможностями, рассказывает, что во многих школах уже устанавливают пандусы и оборудуют санузлы, доступные для детей с физическими ограничениями. Однако доступная инфраструктура должна быть во всех зданиях.

В некоторых учебных заведениях функционируют ресурсные классы, где дети получают поддержку педагогов для адаптации образовательной программы. 

«В школах нужно создавать межведомственные группы, куда входят учителя, психологи, соцработники, родители, тьюторы и при необходимости логопеды или сурдопедагоги. Такие команды помогут адаптировать программы под каждого ребенка», – отмечает эксперт.
В сфере здравоохранения, по ее мнению, нужно повысить информированность о правах таких детей. В медицинских учреждениях должны быть плакаты, которые ясно сообщают, что услуги для детей с инвалидностью бесплатны.

«Нам также необходимы дневные центры, где дети с тяжелыми формами инвалидности смогут учиться самообслуживанию и получать помощь специалистов. Такие центры помогут матерям выйти на работу, ведь у них нет выходных и отпусков, как у других людей», – отмечает эксперт.