В 2022 году режиссер, продюсер и эксперт в области кино Шарофат Арабова проанализировала ситуацию в творческой индустрии Таджикистана, включая сферы кино, музыки и культурных мероприятий. По итогам работы исследовательница выявила ключевые проблемы творческой индустрии страны и предложила пути их решения.
Проблемные точки креативной сферы
На основе полученных данных Шарофат Арабова выделила восемь ключевых факторов, затормаживающих рост креативной индустрии в Таджикистане. Значительная их часть связана со сферой образования, а именно – недостаточная техническая подготовка креативных специалистов, нехватка курсов повышения квалификации и проблемы на рынке труда.
При этом творческие профессии непопулярны среди самих таджиков, так как не приносят большой прибыли. По данным Нацстата республики, в 2022 году лишь 4888 студентов Таджикистана учились на специальностях, связанных с культурой и искусством (для сравнения: 62 366 человек обучались профессиям в сфере экономики).
В среде творческих специалистов наблюдается дефицит знаний в области авторского права, отмечается языковой барьер (недостаточное владение русским и английским). Существуют трудности, связанные с возможностью доступа к современному оборудованию (в том числе из-за высоких цен), а также с качеством интернет-связи.
Негативную роль играет невысокая представленность женщин в творческих профессиях. Согласно исследованию, в профессиональных креативных сообществах заметен сильный гендерный разрыв. Так, из 86 членов республиканского Союза композиторов лишь 13 являются женщинами, из 100 членов Союза кинематографистов – 24. При этом официальной гендерной статистики занятости в культурной сфере в Таджикистане не существует.
Как улучшить ситуацию в творческой сфере?
По мнению Шарофат, ситуацию в креативной индустрии страны может заметно улучшить повышение цифровой грамотности и внедрение в сферу маркетинговых подходов к работе. Среди ее рекомендаций:
– повысить правовую компетентность творческих специалистов в области интеллектуальной собственности;
– развить у них цифровые навыки;
– наладить регулярные контакты специалистов для обмена опытом;
– организовать площадки онлайн-дистрибьюции таджикистанского кино;
– наладить регулярный маркетинговый анализ потребностей рынка и целевой аудитории;
– разработать актуальные стратегии продвижения кинопродукции и культурных мероприятий.