Дефицит школ в крупных городах Казахстана грозит стать хроническим

0
75

Дефицит школ в крупных городах Казахстана грозит стать хроническим

С началом нового учебного года и возвращением к традиционному формату занятий снова напомнила о себе проблема перегруженности школ, особенно в крупных городах Казахстана: темпы их строительства явно не поспевают за динамикой демографических процессов. Как следствие, во многих классах учеников значительно больше, чем положено по нормативам. Это крайне отрицательно сказывается и на качестве образования, и на здоровье наших детей – ведь чрезмерная их скученность в одном месте существенно повышает риск распространения всевозможных инфекций.

Власти проспали демографический рост?

…На протяжении первых двух десятков лет независимости Казахстана количество школьников в стране неизменно сокращалось. К 2010-му оно упало до двух с половиной миллионов. Это на 600 тысяч меньше, чем было к моменту распада СССР. Главная причина – массовый исход неказахского населения в 1990-х, который продолжал давать отложенный негативный эффект и в «нулевые» годы. В такой ситуации не было особой надобности в новых школах (возведенных в советское время вполне хватало), к тому же до начала этих самых «нулевых» строительная отрасль республики находилась, по сути, в разобранном состоянии.

Но потом эмиграция стала не столь существенной, одновременно начался «бэби-бум», вызванный улучшением социально-экономической ситуации в стране, которому способствовал, прежде всего, рост мировых цен на нефть. Как следствие, после 2010-го количество детей школьного возраста стало увеличиваться, причем очень быстро, и в 2020-м их было уже почти три с половиной миллиона. Иначе говоря, всего за десять лет прибавка составила около миллиона (!).

Параллельно продолжалось массовое переселение жителей сел, поселков, небольших депрессивных городов в областные центры и особенно в столицы. Это привело к тому, что в региональном разрезе увеличение количества школьников происходило очень неравномерно. Если в целом по стране оно за десять лет (2010-2020) составило 38,3 процента, то, например, в Алматы – порядка 70 процентов. Но власти южного мегаполиса, да и центральные госорганы не среагировали вовремя на этот почти взрывной рост.

Именно на положении дел в самом большом городе страны хотелось бы остановиться подробнее. Для начала стоит привести некоторые цифры из изданного в 2013-м сборника «Статистика системы образования РК». В 2010/11 учебном году в 181 государственной общеобразовательной школе Алматы обучались 158,26 тысячи детей, или в среднем по 875 учеников в каждой. Средняя заполняемость классов учащимися была почти оптимальной: в начальных – 25,6, в пятых-девятых – 23,9, в старших – 21,5.

А теперь «свежие» цифры. В только что начавшемся 2021/2022 учебном году, как сообщила на днях руководитель городского управления образования Ляззат Жылкыбаева, количество школьников в Алматы составило свыше 280 тысяч. То есть, по сравнению с 2010-м оно возросло на 122 тысячи. Если учесть, что строящиеся сегодня в крупных городах типовые школы рассчитаны максимум на полторы тысячи ученических мест, то за эти десять лет их в южной столице должно было стать больше на 80 (122.000:1.500). Тогда как фактическое увеличение составило лишь 26 (было 181, стало 207).

Да, помимо этого, примерно к двум с половиной десяткам школ были сделаны пристройки. Но в них суммарно от силы десять-двенадцать тысяч ученических мест. С учетом этой цифры, а также за минусом контингента частных учебных заведений (самое большее, четыре-пять процентов от общего количества учащихся) получается, что средняя загруженность каждой государственной общеобразовательной школы в Алматы составляет сегодня 1200-1250 детей. Или едва ли не в полтора больше, чем одиннадцать лет назад – тогда, повторюсь, было 875. Соответственно если в 2010-м в начальных классах сидели в среднем по 25,6, то теперь – по 36-37 учащихся.

Планы большие, но недостаточные и труднореализуемые

Приведу лишь один достаточно показательный пример. Чуть ниже известного всем горожанам ТРЦ «Мега», между улицей Розыбакиева и проспектом Гагарина расположена школа №38. Ее в 2007-м окончила дочь автора этих строк. В 11-м «А», из которого она выпускалась, было всего 16 учеников, во всех одиннадцатых классах – 55. А всего в школе, построенной более чем полвека назад, занимались примерно 700 детей – на столько она и рассчитана.

Первая волна бума жилищного строительства, случившаяся в середине-конце «нулевых» годов, обошла тот район стороной: частные дома снесли, но на их месте долгое время ничего не возводили – тогда случился мировой финансовый кризис. Однако где-то с 2015-го как грибы после дождя стали появляться новые жилые комплексы. И нагрузка на школу №38 резко выросла. Как рассказывают жители одного из расположенных рядом ЖК (они вселились в дома весной), им в приемной учебного заведения отказали в записи детей, объяснив это так: классы переполнены, некоторым, видимо, придется заниматься в спортзале, а общее количество учащихся достигло уже 1700. Хотя школа, повторюсь, рассчитана на 700 учеников. Сегодня там возводят дополнительный корпус на 600 мест, но даже он не решит до конца проблему. А между тем, вокруг продолжается активное жилищное строительство, в ближайшие годы появятся сотни и тысячи новоселов. И таких районов в Алматы очень много.

Через десять лет количество детей школьного возраста в городе может достичь 380-400 тысяч. И чтобы к тому времени снизить нагрузку на общеобразовательные учреждения до нормативной, необходимо за этот период построить около 150 школ, или ежегодно 15, рассчитанных на полторы тысячи мест каждая (дополнительно 22-23 тысячи ученических мест в год). Насколько это выполнимо, если иметь в виду, что на протяжении предыдущих десяти лет в южной столице ежегодно сдавали в среднем две-три школы и такое же количество пристроек?

В апреле с.г. аким города Бакытжан Сагинтаев, презентуя план строительства социальных объектов, сообщил о том, что местные власти собираются серьезно взяться за возведение новых общеобразовательных учреждений. В нынешнем году начнется строительство восьми школ, рассчитанных в сумме на 12,6 тысячи ученических мест, в следующем – такого же количества. Плюс продолжится практика создания пристроек. Кроме того, предпринимаются попытки мотивировать бизнес к открытию частных школ, в которые за каждым ребенком пойдут бюджетные средства, – такая возможность появилась после введения принципа подушевого финансирования (в Алматы два года назад на одного учащегося выделялось 235 тысяч тенге в год). Правда, если применительно к детским садам подобные схемы работают, то школы – это все-таки совершенно другое. И потому желающих пока мало. Как среди предпринимателей, так и среди родителей.

Но даже при намеченных темпах сдачи в строй новых государственных школ и открытия частных ликвидировать дефицит ученических мест в обозримой перспективе не удастся. Эти темпы должны быть, как минимум, в полтора раза выше. К тому же серьезным препятствием может стать проблема с землей, что признал и аким Алматы: «Мы ведём подготовку строительства 16 школ на будущее. Возникает вопрос: где взять земельные участки для такого масштабного строительства? Если нет земли, пойдём на выкуп земельных участков у горожан. Другого выхода нет». 

Речь идет о 16 школах, а ведь в течение ближайшего десятилетия для устранения дефицита надо построить в девять-десять раз больше. В том числе и в тех районах города, где стоимость земли просто зашкаливает…

Урбанизация, перекосы и диспропорция

В советском Казахстане миграция в города, особенно в большие (а в Алматы тем более), жестко регулировалась. Это объяснялось прежде всего стремлением не допустить излишней нагрузки на социальную инфраструктуру – школы, больницы и т.д. Чтобы сельчане не рвались уехать из родных мест, им платили такие же зарплаты, как и горожанам, а нередко даже больше, в том числе за счет установления завышенных закупочных цен на сельхозпродукцию, пытались улучшить условия их жизни (вспомните довольно утопичный лозунг «Сотрем различия между городом и деревней»). Процесс урбанизации, конечно, не останавливался, но был постепенным и контролируемым. А в городах старались соблюдать баланс между возведением жилья и социальных объектов. В условиях централизованной и плановой экономики все это худо-бедно удавалось. Тем более что строительством всего и вся занималось государство, которое же было и их собственником.

Сегодня ситуация совершенно иная. Город и село кардинально отличаются друг от друга по уровню доходов и степени доступа к благам цивилизации, что становится катализатором процесса урбанизации, который практически ничем не ограничивается. Жилье строят преимущественно на частные средства, тогда как социальные объекты – на государственные. И отсутствие должного регулирования в этих вопросах привело к очень серьезным перекосам.

Например, в Алматы сейчас жилья возводится намного больше, чем в советский период: за последние три года введено более пяти миллионов квадратных метров (почти столько же, сколько за все последнее десятилетие существования СССР), а из 31 миллиона «квадратов» общего жилого фонда города лишь треть имеет «советское происхождение». Тогда как школ за тридцать лет независимости построено в шесть раз меньше, чем в период существования СССР. И увеличение населения города главным образом за счет переселенцев из других регионов страны лишь усугубило эту диспропорцию.

Некоторые горячие головы, в том числе довольно известные люди, сегодня призывают закрыть Алматы для внутренних мигрантов или, как минимум, ограничить их переселение в южную столицу: мол, ее социальная инфраструктура уже не выдерживает. Но не будет ли это несправедливостью и даже дискриминацией в отношении других граждан Казахстана, которые тоже хотят жить в мегаполисе, где больше возможностей устроиться на хорошо оплачиваемую работу, построить карьеру, дать детям более или менее качественное образование?

Решать проблему нужно как-то иначе. В том числе, возможно, через принятие законодательных и нормативных актов, которые бы обуславливали выделение земельных участков под новые жилые комплексы и выдачу разрешений на их строительство необходимостью оставлять места под социальные объекты, включая школы (этого власти прежде не делали, вследствие чего сегодня мы имеем то, что имеем). А кто и на какие средства будет возводить их – уже другой вопрос…