Эксперт: Повлиять на ситуацию с ГСМ мы не сможем

0
213

 Эксперт: Повлиять на ситуацию с ГСМ мы не сможем

«Одна из положительных сторон нового кабмина, что мы все-таки пока имеем топливо на заправках»

На протяжении последних нескольких месяцев кыргызстанцы отслеживали рост цен на ГСМ буквально с ужасом. Каждый новый скачок воспринимался как трагедия. И вот очередной прогноз Ассоциации нефтетрейдеров – в ближайшее время стоимость ГСМ вырастет еще в среднем на 10 сомов.

Звучит как приговор. Могли ли мы в Кыргызстане, который не является производителем нефтепродуктов, как-то повлиять на эту ситуацию? Изменить ее?

По словам отечественного экономиста Асылбека Аюпова, «прогнозировать ситуацию с ГСМ на нашем рынке – дело крайне неблагодарное и поэтому непредсказуемое».

«Мне сложно понять, почему происходит периодически сбой в производстве нефтепродуктов на нефтеперерабатывающих предприятиях России и Казахстана при непрекращающихся процессах нефтедобычи. Если помните, в начале 2010-х годов цена на нефть на мировых рынках составляла порядка 120-150 долларов за баррель, а на наших АЗС стоимость бензина Аи-93 была где-то 30 сомов за литр. В настоящее время цена за баррель нефти составляет 60 долларов, а на бензин возросла более чем в два раза. Возможно, Россия поднимает цены на нефтепродукты, чтобы компенсировать убытки из-за введенных известных экономических и политических санкций со стороны США и Евросоюза», – предполагает Асылбек Нургазиевич.

Но повлиять на эту ситуацию при любых причинах ее возникновения мы не можем, констатирует экономист.

Политолог Игорь Шестаков также подчеркивает, что ситуация с ГСМ аховая, но повлиять на нее мы не можем.

«Брать на себя госрегулирование цен на ГСМ, что сейчас предлагает Министерство экономики и коммерции, Асылбек Нургазиевич, это очень смелое решение, и, может быть, не каждое правительство на это пойдет, потому что придется изыскивать резервы, чтобы это как-то компенсировать. Но других вариантов в данной ситуации просто нет, и с этим нужно смириться.

Правительство как таковое не может повлиять на стоимость топлива, это коммерческие цены поставщиков-производителей. Мы не игроки на этом рынке и можем только просить о каких-то льготах.
Что нам могли дать в ответ на наши просьбы, нам уже дали, но бесконечно нас льготными ГСМ кормить не будут при всех стратегических, союзнических и прочих отношениях. Мы все-таки суверенное государство», – подчеркивает Игорь Альбертович.

Он также напомнил о мировом энергетическом кризисе, который охватил тот же Казахстан. Там, несмотря на то, что республика является производителем и ГСМ, и твердого топлива, вводятся ограничения на потребление. Такая же ситуация в Китае.

«Это новая постпандемическая реальность, к которой надо привыкнуть. Так, как мы жили до марта 2020 года, больше не будет. Пандемия сказалась не только на здоровье, но и в целом на политических, экономических процессах.

Все затягивают пояса как могут, и речь идет не о развивающихся странах, как мы, а о тех же Китае, России и Казахстане, США, европейских государствах», – отмечает Шестаков.

Он также уточняет, что Кыргызстан – страна автомобильная, и у нас потребность в ГСМ достаточно высокая.

«Основной внутренний вид транспорта – это автомобиль. Для республики, которая осуществляет основные логистические транспортные функции именно автомобильным транспортом, ГСМ может быть и дороже золота, ведь мы не имеем своих запасов. Но в Кыргызстане в любом случае ситуация с обеспечением нефтепродуктами гораздо лучше, чем в том же Таджикистане, где ГСМ не на вес золота, а на вес платины.

В этой связи надо сказать: наверное, одна из положительных сторон нового кабмина, что мы все-таки пока имеем топливо на заправках, поставки идут. Но понятно, что по тем ценам, по которым мы закупали раньше, этого уже не будет. Еще раз повторю: нужно забыть о том, как было до марта прошлого года», – говорит эксперт.

Фото www