Эксперт предупредил: предложение БГК убрать дотации на муниципальный общественный транспорт чревато ростом напряжения в обществе

0
116

 Эксперт предупредил: предложение БГК убрать дотации на муниципальный общественный транспорт чревато ростом напряжения в обществе

Вопрос, как быть с льготниками, не поколебал депутатскую уверенность, что расходы надо сокращать

Накануне на сессии Бишкекского городского кенеша депутат Таалайбек Дайырбеков предложил мэрии убрать дотации на муниципальный общественный транспорт. Однако такая мера может вызвать рост напряжения и возмущения в обществе, считает председатель Ассоциации перевозчиков и логистов Кыргызстана Темирбек Шабданалиев.

– Дотации и финансирование не следует разделять, это синонимичные понятия, — заметил в беседе с Vesit.kg он. – Мэрия финансирует пассажирские автопарки города для поддержания их хозяйственной деятельности и возмещения убытков, которые несут предприятия. Убытки неизбежны, так как, во-первых, у нас много малообеспеченного населения, не имеющего свой автотранспорт. Они перемещаются на общественном. Во-вторых, дотации на муниципальный общественный транспорт распространены во всем мире, они есть в любом государстве. Конечно, депутаты правильно говорят о сокращении расходов, но надо принимать решения обдуманно и после тщательного анализа как ситуации в настоящем, так и возможных последствий.

Как полагает эксперт, если убрать дотации, то тарифы в транспорте придется ставить коммерчески выгодными, как у частных компаний, что ударит по финансовому состоянию пенсионеров, многодетных семей и множества других категорий населения, которые пользуются льготами.

– Поэтому возмещение убытков в связи с перевозом льготников надо оставить, — предлагает он. – Над формулой вычета, разумеется, подумать. Возможно, какие-то категории перевести на ведомственное финансирование. Но пенсионеров точно необходимо оставлять отдельной строкой, им не потянуть очередного ухудшения их финансового положения. Иначе будет возмущение в обществе. Многодетные и бедные семьи тоже пострадают, если забрать дотации у школьников. Что же касается милиционеров, пожарных, сотрудников спецслужб, городских служб и других льготных категорий, тут надо создавать комиссию, анализировать и потом принимать решение.

Повышение тарифов на проезд в муниципальном транспорте до коммерческих, по словам Темирбека Шабданалиева, — тоже не выход.

– Расчеты тарифов необходимо производить из реальных расходов транспортных компаний, — отметил он. – Вот были многочисленные пикеты и забастовки водителей микроавтобусов. При анализе тарифов выяснилось, что затрат они несут больше, так как перевозят пассажиров меньше и им приходится чаще выходить на линии, тратить на ГСМ, запчасти и так далее. В муниципальные автобусы и троллейбусы людей вмещается больше, поэтому на единицу пассажира там затрат меньше. Если же сейчас повысить тарифы на проезд в муниципальном транспорте, опять пойдет возмущение в обществе. Не знаю, нужна ли социальная напряженность городским властям.

Поясним, согласно информации мэрии города, в проекте бюджета столицы на 2023 год на работу Бишкекского пассажирского автотранспортного предприятия заложено 204 млн сомов, а на деятельность Бишкекского троллейбусного управления — 131 млн.

По словам Таалайбека Дайырбекова, дотации – это деньги на ветер, а расходы на них рассчитываются советскими методами. Он потребовал не препятствовать развитию, внедрить безналичные платежи и убрать дотации.

Ранее мэр Бишкека Эмилбек Абдыкадыров посоветовал жителям после жалоб на нехватку общественного транспорта ходить больше пешком, так как, по его мнению, город небольшой.

Также за последнее время в муниципалитете закрыли ряд микроавтобусных маршрутов, заявив, что они якобы дублируют маршруты бусов, привезенных в кредит из Китая. Жалобы жителей и гостей столицы, что новые автобусы не проезжают по улицам, где ездили микроавтобусы и стало сложно добираться до школ, больниц и рынков, там проигнорировали.

Не помогает в решении проблемы перевозки пассажиров и увеличение количества частного автомобильного транспорта в Бишкеке. Несмотря на растущее количество машин, в часы пик на городских остановках скапливаются десятки тысяч человек, не вмещающихся в пока еще оставшиеся на линиях частные маршрутки и муниципальные троллейбусы и автобусы.

Михаил Готфрид
Фото www