ЭВОЛЮЦИЯ ПОДХОДОВ К РЕГУЛИРОВАНИЮ ПРОБЛЕМЫ ВОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ЦА

0
85

ЭВОЛЮЦИЯ ПОДХОДОВ К РЕГУЛИРОВАНИЮ ПРОБЛЕМЫ ВОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ЦА

В последние годы наблюдаются положительные изменения в вопросе водного сотрудничества между странами ЦА. Хотя предпринимаемых шагов всё еще недостаточно для решения проблемы. Как менялся подход к регулированию водной проблемы в регионе? Об этом читайте в коллективной статье Чинары Адамкуловой, Жорабая Айтбаева, Артёма Данкова, Айнуры Джоробековой и Айзата Доскожаева. Подробнее — в материале ia-centr. 

Первые шаги к урегулированию и период обострения

Первый этап регулирования проблемы трансграничных рек приходится на 1990-е годы. Сначала были подписаны Ташкентское заявление и Алма-Атинское соглашение, а в 1993 году были созданы Международный фонд спасения Арала (МФСА) и Межгосударственная координационная водохозяйственная комиссия (МКВК). В 1995 году была подписана Нукусская декларация.

Однако предпринятых шагов оказалось недостаточно. Страны ЦА в этом вопросе двигались в совершенно разных направлениях. За это время проблема трансграничных рек уже приобрела глобальное значение и уже напрямую влияет на социально-экономическую ситуацию в регионе.

Таджикистан и Киргизия, где сосредоточен основной объём гидроэнергетического потенциала, продолжили развивать проекты строительства ГЭС.

Узбекистан и Туркменистан напрямую зависят от подачи воды из Таджикистана и Киргизии. В то же время Таджикистан и Киргизия полностью зависят от водной энергии, которая является основным источником в энергетическом балансе республик — 96 % и 77 % соответственно.

Намерения Таджикистана и Киргизии продолжить строительство Рогунской ГЭС и Камбаратинского каскада ГЭС в 2000-х гг. существенно повысили градус напряженности в регионе. Ситуация вокруг Рогунской ГЭС привела к ухудшению отношений между Таджикистаном и Узбекистаном. Напряжение между странами не спадало до середины 2010-х гг.

Новый подход к регулированию водной проблемы

Ситуация изменилась в положительную сторону после прихода к власти Ш. Мирзиёева в Узбекистане. Отношения между странами начали налаживаться. Так, в ходе визита Ш. Мирзиёева в Киргизию в 2017 году президент Узбекистана предложил совместное строительство Камбаратинской ГЭС-1 при условии соблюдения интересов обеих сторон. В 2021 году Узбекистан и Киргизия подписали Соглашение о совместном управлении водными ресурсами Андижанского (Кемпир-Абадского) водохранилища. Кроме того, стороны договорились о взаимных поставках электроэнергии на период 2021–2023 гг.

Узбекистан и Таджикистан в 2020 году начали переговоры по совместному строительству двух ГЭС в Таджикистане на сумму 552 млн долл. Предполагается, что производимая электроэнергия от этих ГЭС будет экспортироваться в Узбекистан.

Развивались и многосторонние механизмы сотрудничества. Важным достижением стала договоренность глав Казахстана, Киргизии и Узбекистана по регулированию пропуска воды из Токтогульского водохранилища в оросительный период. Также стороны стали активнее обращаться к механизмам МФСА и МКВК.

Несмотря на положительные изменения во взаимоотношениях между странами ЦА, остается много нерешенных проблем, и негативные природные и техногенные процессы продолжают развиваться. Также сохраняются некоторые различия в подходах.

Например, Туркменистан и частично Таджикистан склоняются к использованию механизмов ООН, в то время как Казахстан, Узбекистан и Киргизия ориентируются на региональное сотрудничество.
Смена стратегии Узбекистана в отношении водной проблемы стала одним из ключевых факторов перехода к положительной динамике сотрудничества между странами. Выходом из многих спорных ситуаций стало совместное развитие водно-энергетической инфраструктуры, что позволяет сторонам контролировать процесс сбора воды. При этом между странами остается еще много нерешенных вопросов, разрешение которых потребует политической воли, обеспечения интересов всех сторон и соблюдения достигнутых договоренностей.