Евросоюз усиливает блокаду ЕАЭС

0
74

Евросоюз усиливает блокаду ЕАЭС

Евросоюз продолжает действовать в фарватере внешней политики США и усиливать санкционное давление на Союзное государство России и Белоруссии. Традиционно самыми ярыми застрельщиками дискриминационных практик выступают постсоветские прибалтийские республики и Польша. Они непосредственно граничат с Союзным государством, граница которого является также рубежом внешнего контура ЕАЭС.

Блокировка грузового и пассажирского сообщения на западной границе Союзного государства началась задолго до российской СВО на Украине. Сначала предлогом для ограничений пропуска пассажиров и грузов выступала коронавирусная пандемия. Затем ограничительные меры были усилены под предлогом наказания официального Минска за фальсификацию президентской кампании 2020 года и массовые репрессии.

В 2021 году поводом для ограничения Евросоюзом работы погранпереходов на границе с Союзным государством России и Белоруссии стал миграционный кризис. Польша построила свой аналог «стены Трампа» с системами электронного слежения на протяжённости 206 км. Прибалтийские члены ЕС не столь богаты – они ограничились проволочной «спиралью Бруно», в которой постоянно гибнет мигрирующая дичь. Заграждения были призваны сдерживать поток нелегалов из стран Востока, которых Госпогранкомитет Белоруссии беспрепятственно пропускал в сторону ЕС.

Миграционный кризис стал основанием для ужесточения режима пропуска граждан на погранпереходах ЕС. Параллельно польскими и прибалтийскими пограничными и таможенными службами был усилен досмотр граждан и грузов. Не только тысячи нелегалов, но и огромные объёмы табачной и иной контрабанды из Белоруссии фигурировали в официальных отчётах служб Евросоюза.

Не только наземное, но и воздушное сообщение с ЕАЭС было осложнено Евросоюзом и Украиной в том же 2021 году. Весной авиарейс «Афины–Вильнюс» ирландской авиакомпании Ryanair получил ложную информацию белорусской государственной службы диспетчеров о террористической угрозе и совершил вынужденное приземление в Минске. КГБ Белоруссии арестовал двух пассажиров лайнера – Романа Протасевича и его коллегу по оппозиционной деятельности.

Ryanair и политики ЕС обвинили руководство Белоруссии в «воздушном пиратстве» и ввели санкции против постсоветской республики. Запрет на полёты белорусских самолётов и их обслуживание поддержала также Украина. В следующем году по другому поводу аналогичные санкции были применены к России, на которые Москва ответила зеркально.

С февраля 2022 года основным предлогом усиления санкций стала СВО. Идейные наследники Пилсудского сразу и однозначно заняли сторону идейных наследников Бандеры и Шухевича. Анджей Дуда и Владимир Зеленский ретушировали проблему «Волынской резни», а также прочие разногласия по вопросам истории и культуры.

Поддержка киевских «побратимов» нашла отражение и в практике польских таможенных органов на границах с Россией и союзной Белоруссией. Пассажиры и водители грузовиков жаловались на чрезмерное усердие польских служащих, зачастую переходившее границы не только законного, но и разумного.

Одновременно с этим польская сторона содействовала организованным массовым беспорядкам на своей приграничной территории. Криминальные элементы под видом «украинских беженцев» блокировали и повреждали фуры и другие автотранспортные средства с российскими и белорусскими номерами.

В феврале 2023 года дополнительным предлогом блокировки Польшей границы с Белоруссией стало вынесение сурового приговора белорусскому корреспонденту польского издания, а также якобы преследования поляков «режимом Лукашенко» и разрушение белорусских захоронений польских «АКовцев». МВД Польши использовало эти оспариваемые Минском аргументы в обосновании публично заявленной угрозы полностью перекрыть границу.

В связи с окончанием 30 апреля срока действия постановления правительства Польши о блокировке пассажирского сообщения с Белоруссией под предлогом пандемии возникла надежда на возврат к старым добрым временам. Три года граждане не только Белоруссии и Польши, но и других государств сталкивались с большими проблемами при пересечении границы.

Польское правительство не стало продлевать срок действия своего постановления. При этом продажа билетов на популярные электрички так и не началась. Похоже, что в Варшаве формулируют очередной предлог максимального осложнения мобильности поляков, белорусов и вообще всех заинтересованных не только в шоппинге и отдыхе, но и в посещении родственников, мест захоронений своих предков.

Представитель МИД Польши Шимон Гуптыш сдержанно сообщил, что «мы не планируем запускать сообщение с Белоруссией». По факту пассажирские перевозки по железной дороге с Польшей и Прибалтикой заблокированы.

По состоянию на 15 мая между Союзным государством и ЕС отсутствует воздушное сообщение, а наземное ограничено на порядок. Например, на границе с Польшей для белорусской стороны открыт один погранпереход для пассажирского транспорта (в Бресте) и один – для грузового (в Козловичах). На белорусско-литовской границе действуют шесть ПП, из которых пять пропускают грузовой транспорт. И польские, и литовские службы создают очереди из сотен грузовиков, обеспечивая примерно треть нормы пропуска. Пассажирские перевозки тоже весьма затруднены.

Польские политики периодически заявляют об усилении ограничений грузового железнодорожного сообщения. Поэтому реальны угрозы интересам не только северо-западного контура Евразийского экономического союза, представленного Союзным государством России и Белоруссии, но и азиатским членам ЕАЭС.

Евросоюз может внезапно заблокировать границу под любыми предлогами. Дефицита в таковых не испытывают ни Варшава, ни Вильнюс. Сейчас в полной мере это касается авиасообщения, в значительной – автомобильного. Западными санкциями осложнено железнодорожное и морское сообщение.

Вдобавок к этому проблемы создают и национальные профсоюзы ЕС. Так, с 10 мая польские грузоперевозчики заблокировали пункт пропуска «Кукурыки» (с белорусской стороны – «Козловичи»). Формально польские транспортные компании через такую акцию добиваются от правительства компенсации за создание льгот для украинских перевозчиков. Также слышны требования запретить ввоз на польскую территорию полуприцепов на российских и белорусских номерах.

Правительство Польши разрешило протестную акцию на границе по 9 июня. При этом польская полиция и другие службы не препятствуют нападениям на автотранспортные средства с российскими и белорусскими номерами. Вполне вероятно, что создание проблем на польской приграничной территории продолжится совместными усилиями Варшавы и других субъектов, стремящихся донельзя обострить ситуацию.

Китай и другие страны, заинтересованные в транзите через Белоруссию и Россию, также страдают от развязанной ЕС санкционной войны. Особенно внимательно за ситуацией на границах ЕАЭС-ЕС следит Казахстан.

Парадоксально, но трубопроводный транспорт от санкционной войны ЕС и Украины против России пострадал в меньшей степени. Российские углеводороды экспортируются через Украину и Польшу до сих пор. Киев старается не привлекать внимания к обсуждению условий транзита в 2024 году нефти и газа из России.

Усиление блокады Евросоюзом северо-западных границ ЕАЭС предопределено эскалацией конфликта на Украине. Ситуация может очень быстро разрядиться или ухудшиться в зависимости о того, какие решения будут приняты в Вашингтоне.