Железная дорога Китай — Кыргызстан — Узбекистан: Лед тронулся?

0
145

Железная дорога Китай — Кыргызстан — Узбекистан: Лед тронулся?

Готовы все документы по строительству железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан. Завершен последний раунд переговоров с Узбекистаном. Впереди – визит президента Кыргызстана в Китай. Об этом в четверг сообщил председатель кабмина Кыргызстана Акылбек Жапаров.

Судя по информации, которую представил Жогорку Кенешу Акылбек Жапаров, по всей видимости уже предпринимаются практические шаги по реализации крупного транспортного проекта, связывающего Китай и Европу. По крайней мере Кыргызстан уточнил свой объем работы и согласовал с Узбекистаном. Но как обстоят дела с финансированием, кто сколько выложит – переговоры на эту тему еще не завершились.

По словам главы правительства, протяженность железной дороги на территории Кыргызстана составит 280 километров, из которых 57 километров будут проложены по тоннелям.

Ранее говорилось, что железную дорогу проложат через Торугарт в Нарынской области. Затем железную дорогу проложат по направлению – Казарман – Джалал-Абад. Участок железной дороги, связывающий Джалал-Абад с Узбекистаном уже есть. Далее железная дорога позволит выйти в Афганистан, Иран, Турцию.

Когда проект обсуждался, с Китаем были затяжные споры относительно ширины железнодорожных путей. В итоге остановились на международном стандарте.

Эта дорога играет важную роль для Кыргызстана, чтобы выйти из транспортной изоляции. По предварительным подсчетам за транзит грузов через свою территорию Кыргызстан ежегодно может зарабатывать 200 млн долларов.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Нацбанк намерен выпустить ноты на 6.9 млрд сомов

И для Узбекистана имеет большое экономико-стратегическое значение наличие дороги, связывающей с Китаем. А для Китая это станет кратчайшим выходом в Европу. Тем не менее некоторые эксперты сомневаются в рентабельности проекта, так как дорога будет проложена по территории многих стран.

Марат Мусуралиев, эксперт по региональным проектам:

«Сколько границ будет от Китая до Европы? Во-первых, кыргызско-китайская граница, еще и на высоте в 3 тысячи 600 метров. Далее идут кыргызско-узбекская граница, Узбекистан — Туркменистан, Туркменистан — Иран, Иран — Турция, Турция – Европейский союз. Возможно ли организовать транзит через шесть границ? На каждой границе, с каждой стороны будет минимум три проверки. Пограничный контроль, таможенный контроль, фитосанитарный контроль. Получается шесть проверок на одной линии границ. Далее, железные дороги Центральной Азии построены по стандартам российских железных дорог, ширина составляет 1521 мм. В Китае, Иране ширина дорог составляет 1435 мм. Получается, надо будет перекладывать груз с каждого вагона, цистерны, контейнера, когда груз поступает из Китая или же заменять колеса. А когда поезд достигнет Ирана, нужно будет проделать это вновь. Мало того, в Турции есть озеро Ван. Над Ваном нет железной дороги, есть два порта. Груз нужно загружать на паром, переплывать озеро, а потом довозить до железной дороги. В итоге получается 6 границ, 36 проверок, четырехкратная выгрузка-загрузка товаров. Разве можно организовать транзит при наличии такого количества препятствий?»

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Взгляд из Казахстана: Как сделать экономику стран ЕАЭС более «зеленой»?

 

На какие деньги будет строить Кыргызстан?

Нет точной информации – во сколько обойдется строительство железной дороги, связывающей Китай с Европой. Изначально приводились цифры в 3-4 млрд долларов, но сейчас расходы возросли в 2-3 раза. У Кыргызстана нет денег на строительство этой дороги. Как известно, улицы Бишкека и межрегиональные трассы в Кыргызстане строятся за счет китайских денег. Значит, дорогу построит Китай, располагающий деньгами. А чем отплатит Кыргызстан – вот в чем вопрос.

В 2011 году, как известно, глава комитета по минеральным ресурсам Замирбек Эсенаманов предложил схему передачи месторождений за строительство железной дороги. А каковы планы у нового правительства, с каким предложением отправится в Китай Садыр Жапаров – пока неизвестно.

Тем не менее известно, что в обществе сильны антикитайские настроения. Местные жители выступали против разработки золотых месторождений в Казармане, Солтон-Сары, сжигали лагеря и выгоняли рабочих. Поэтому будет нелегко начать работу, пока не сгладятся протестные настроения среди народа.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь