К чему должны готовить школы и лицеи в Кыргызстане — к поступлению в вуз или к жизни?

0
64

 К чему должны готовить школы и лицеи в Кыргызстане — к поступлению в вуз или к жизни?

Эксперт рассказала, насколько объективны рейтинги учебных заведений

К чему должны готовить школы и лицеи в Кыргызстане — к поступлению в вуз или к жизни? Эксперт по образованию Екатерина Касымова в беседе с Vesti.kg дала ответы на этот и другие вопросы, прокомментировав инициативу Министерства образования и науки составлять с 2023 года национальный рейтинг колледжей.

– Касательно того, какие школы или лицеи лучшие, а какие нет, то могу сказать, что на сегодня у нас в республике нет системы рейтингов, — считает она. — В общемировой практике рейтинг определяется по качеству знаний, которые получают учащиеся или студенты, выпускники. У нас в принципе нет независимой оценки, которая проводится на школьном или среднеспециальном уровне.

Существующие обозначения лучших школ, по словам эксперта, составляются искусственно и не отражают реальной картины в учебных заведениях.

– На примере школ, когда говорят о том, какое учебное заведение занимает место, то обычно учитывают победителей олимпиад и баллы по ОРТ, но это не показатели, — полагает она. — Качество образования определяется не по одному человеку, а по общему качеству знаний, которые получили все ученики в школах. Отсюда и высокие места в рейтингах. В этом весь смысл. А не в том, чтобы брать отдельных детей, талантливых и умных от природы, и использовать их достижения для определения места в рейтинге учебных заведений. Для этого должна присутствовать специальная государственная система тестирования, которая определяла бы качество образования, полученного детьми.

Такой системой, предполагает Екатерина Касымова, могло бы стать тестирование, подобное ОРТ.

– Только необходимо, чтобы оно проводилось не только в 11-м классе, — отметила она. – Такой срез нужен на всех ступенях образования: в конце начальной школы, после 4-го класса; в 8-м классе после средней школы; в старшей школе, в 11-м классе. Чтобы каждые четыре года все школы и все учащиеся его проходили. Тогда можно было бы составить объективный рейтинг. Подобные проверки проводятся, например, в Эстонии. У них каждый год выбирают школы, которые будут участвовать в этом срезе знаний, который требует государство. Как правило, туда идут 10 процентов участников в обязательном порядке, а остальные – в добровольном, для того, чтобы быть на виду у родителей. У них подушевое финансирование: деньги идут в школы, где лучше всего учат. И при демонстрации достижений муниципалитет будет финансировать именно эти учебные заведения. Поэтому и сами школы заинтересованы в том, чтобы участвовать в подобной проверке. На наш рейтинг, который составляется различными людьми, влияют мнение родителей, действие «сарафанного радио», и показатели, о которых уже говорили выше, – результаты олимпиад и сертификатов ОРТ. Других инструментов просто нет. В итоге возникают ситуации, когда при аттестации «Алтын тамга» часть отличников не может подтвердить свои пятерки. В среде средних специальных учебных заведений, наверное, ситуация не лучше.

Проверка, по мнению эксперта, нужна не только для оценки академической составляющей образования.

– Необходимо смотреть, как учащиеся могут применить полученные знания, — заметила она. – Ведь самое важное – школа должна готовить к жизни, а не к поступлению в вузы.