Казахстан. Какое будущее мы строим нашим детям?

0
55

Казахстан. Какое будущее мы строим нашим детям?

На пять мечетей приходится шесть школ

В прошлом году в Казахстане родилось рекордное количество младенцев – почти 427 тысяч человек. Уже в январе – апреле этого года родилось 137,5 тысяч человек. Этот в целом благоприятный фактор, но насколько страна готова к такому всплеску и что мы предлагаем будущим поколениям?

Обратимся к цифрам. Количество восемнадцатилетних сейчас составляет 247,9 тысяч человек. Это те ребята, которые окончили школу или обучаются в колледжах. Они станут студентами, пойдут работать или же перейдут в категорию NEET, то есть не будут ни учиться, ни работать.

В этом же году в первый класс пойдут 399,3 тысячи семилеток. Это на 61 процент больше, чем выпускников нынешнего года. Школы, и без того испытывающие нагрузки, будут вынуждены увеличивать количество учеников в классах. Педагогам увеличат ставки, и, соответственно, будет снижаться качество обучения. Придется нарастить тиражи учебников и т.д.

Казахстан. Какое будущее мы строим нашим детям?

Согласно данным, опубликованным на сайте министерства образования и науки РК, в стране всего 7471 школ, из них малокомплектных – 2786 (количество учащихся в малокомплектных школах 196,6 тысяч). То есть в настоящее время на одну из 4685 средних немалокомплектных школ приходится 684 ученика (всего в школах, напомним, учатся 3,4 млн человек). После 1 сентября этот показатель вырастет до 716 учеников. А через семь лет, когда в школы должны будут пойти родившиеся в 2020 ковидный год, контингент учащихся возрастет до 4,325 млн человек, для которых (при нынешней неполняемости) понадобится дополнительно не менее 6000 школ.

Казахстан. Какое будущее мы строим нашим детям?

Сейчас в стране насчитывается более 130 трёхсменных школ. По данным energyprom.kz, на начало 2020/2021 учебного года в стране функционировала 191 трёхсменная школа. Усилиями министерства по итогам 2020 года количество трёхсменных школ уменьшилось до 137. Были построены 43 новые школы; проблемы ещё 11 школ решены за счёт сокращения контингента и перераспределения учащихся в близлежащие заведения. При этом доля трёхсменных школ выросла с 1,5% до 1,9%. Это связано с вновь выявленными в 2020 году 68 трёхсменными школами. Кроме того, 34 школы в стране находятся в аварийном состоянии.

В Казахстане в школах с двумя сменами в 2019/2020 учебном году обучались 83% учащихся. Ещё 7% учеников посещали трёхсменные школы. При входе в систему начального и среднего образования дополнительно 150 тысяч учеников доля трехсменных школ увеличится. Трёхсменное, не говоря уже о двухсменном, образование всё ещё практикуется даже в крупнейших мегаполисах страны: так, 30% всех обучающихся в 2019/2020 учебном году в трёхсменных школах детей — жители Шымкента и Нур-Султана.

Физическая нехватка школ и должных условий для обучения не может быть скомпенсирована ни уровнем учебников, ни подбором педагогического состава — только строительством необходимой образовательной инфраструктуры, причём в кратчайшие сроки.

Вместе с тем в ДУМК приняли новый документ, согласно  которому «мечеть будет строиться по численности населения местности. В поселках вместимостью от 70 до 500 человек, в районах вместимостью от 500 до 1500 человек, в областях и городах на 1000-5000 человек».

По данным комитета по делам религий МИОР РК, в стране функционируют 3597 культовых сооружений (2690 – мечетей, 302 – православных храмов, 108 – католических церквей и т.д.). В 2018 году по всей стране было введено в эксплуатацию 38 мечетей. Сейчас дополнительно ведется строительство 201 мечети. Итого в скором времени будут функционировать 3798 культовых сооружений.

То есть на одну мечеть в стране уже приходится 1,2 школы. Это не может не радовать верующих. Но Казахстан взял на себя обязательства по выполнению Целей устойчивого развития, включая ЦУР № 4: «Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех». Однако говорить о качестве образования при физическом отсутствии нужного количества школ не представляется возможным даже теоретически.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь