Казахстан. Мошенники в пандемию стали более изощренными

0
40

Казахстан. Мошенники в пандемию стали более изощренными

Грустно шутит о мошенничестве в стране политолог Марат Шибутов: «Настоящий «Цифровой Казахстан» — в 2015 году было 45 интернет-мошенничеств, за полгода 2021 — уже 11 843. Рост в 538 раз за 6 лет». Как получилось, что передовые технологии используют во вред?

С начала 2021 года в Казахстане выявили свыше 11 тысяч фактов интернет-мошенничества. Об этом на брифинге МВД рассказал начальник следственного департамента МВД РК Санжар Адилов. По его данным, самый частый способ — получение частичной или полной предоплаты за товар или услуги по интернет-объявлениям.

Между тем цифры поражают. Если сравнить их с данными шестилетней давности, за 2015 год число зафиксированных фактов мошенничества в Сети было всего 45. Рост колоссальный.

Стали больше фиксировать

Шавкат Сабиров, президент Интернет Ассоциации Казахстана полагает, что стремительное увеличение количества подобных правонарушений за эти годы связано с тем, что их попросту стали тщательно считать.

— Пандемия и карантин изменили подход: мы стали регистрировать все правонарушения, мошенничество и так далее. Думаю, 2020 год у правоохранителей прошел под флагом систематизации, регистрации этих правонарушений, выработки мер борьбы и информирования населения

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  В Центральной Азии боятся амбиций Эрдогана

Во время пандемии рост случаев интернет-мошенничества, конечно, усилился. По моим ощущениям, за год процентов на 25-30%.

Переход всей жизни в онлайн в 2020 году повлиял и на нечистых на руку. Они тоже сидели на карантине и стали более изощренными. Например, был резкий всплеск телефонных звонков людям: мошенники представлялись менеджерами банков и пытались «выудить» персональные данные пользователей

Основной упор интернет-мошенников был направлен на банковские инструменты. Каждый десятый пострадавший — юридическое лицо. Помимо этого резко выросло число хищений логинов и паролей от личных аккаунтов, — рассказывает Сабиров.

Как себя обезопасить?

Рекомендации, как обезопасить себя от интернет-мошенников, по словам эксперта, стандартные.

Если вам звонят и представляются сотрудниками банка, надо сохранять бдительность и включать критическое мышление. Мошенники пользуются тем, что сначала шокируют человека — к примеру, говорят, что на него открыли кредит

Или звонят якобы из службы финансового контроля и заявляют, что человек должен заплатить штраф.

— Не нужно никому верить. Если вам звонят из банка, спросите имя и скажите, что сами сейчас перезвоните в банк и попросите с ним соединить. Если вас начнут убеждать перезвонить по определенному номеру, не соглашайтесь, говорите, что перезвоните по тому номеру банка, который вы знаете.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Почти треть живущих и работающих в Москве мигрантов — граждане Кыргызстана

На мой взгляд, хоть наши граждане за последнее время и стали более осторожными, но наивность и благодушие все равно зашкаливают, — считает Шавкат Сабиров.

По его словам, наряду с мошенничеством во время пандемии участились случаи  кибербуллинга — травли, оскорблений и угроз с использованием соцсетей и мессенджеров. На это, по его мнению, повлияло дистанционное обучение школьников.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь