Казахстан. Новая волна коронавируса: как она может отразиться на нас?

0
114

Казахстан. Новая волна коронавируса: как она может отразиться на нас?

Антикризисные меры все равно в ближайшем будущем придется сворачивать.

Первый карантин и обрушение нефтяных цен спровоцировали падение производства в Казахстане, отмечает миссия МФВ в Казахстане. Однако уже в 2021 может начаться рост. В экономике следует продолжать реформы, постепенно «сворачивая» антикризисные меры. Правда, возможная очередная волна пандемии может внести свои коррективы.

Накануне опубликовано заключительное заявление миссии.

Инфляция оказалась выше коридора

Эксперты подчеркнули, что экономика пострадала не только от пандемии, но и ценового шока на рынке нефти. За первые девять месяцев 2020 года объем производства сократился почти на 3%. На это повлияли снижение активности в сфере услуг (как известно, из-за карантинных мер) и сокращения добычи нефти в соответствии с соглашением ОПЕК+.

«Тем не менее сельское хозяйство, обрабатывающая промышленность и строительство сохранили положительный рост при поддержке по линии государственных программ», — говорится в отчете.

Инфляция в октябре составила 7%, что выше целевого коридора Нацбанка (4–6%). Это аналитики МВФ объяснили скачком цен на продукты питания и снижение курса тенге. Также эксперты ожидают в третьем квартале образование дефицита по счету внешних текущих операций.

В основном из-за опять-таки снижения нефтяного экспорта «Золотовалютные резервы выросли в основном за счет роста цен на золото», — говорится в отчете.

Прогноз миссии МВФ гласит, что по итогам 2020 года экономическая активность сократится на 2,7%. Однако в 2021 снова начнется рост.

«Хотя сохраняются значительные риски в отношении развития пандемии, нестабильности цен на нефть и торговой напряженности с участием основных торговых партнеров», — сказано в отчете.

Две стороны антикризисных мер

Эксперты отметили, что кредитование частного сектора помогла поддержать политика Нацбанка. Они отметили решения по изменениям базовых ставок, интервенции на валютном рынке и другие меры. Однако эти же меры одновременно «усилили и без того значительную роль государства в финансирование экономики».

Аналитики не исключают, что возможный приход второй волны коронавируса заставит даже расширить антикризисные меры. 

«Но важно провести их постепенное сворачивание с целью сокращения государственного вмешательства и создания основ для восстановления экономики на основе рыночных механизмов. В более широком плане обсуждаемая в настоящее время среднесрочная денежно-кредитная стратегия будет иметь ключевое значение для выявления и устранения препятствий на пути к эффективной реализации денежно-кредитной политики», — считают эксперты.

Также они указали, что большинство казахстанских БВУ «вступили в кризис с относительно большими запасами капитала». Это показала и проверка качества активов в начале 2020 года.

Однако ряд временных мер, которые помогли выстоять во время кризиса, надо будет сокращать. Среди них снижение требований к капиталу и ликвидности, замораживание классификации кредитов по определенным экспозициям и тому подобное.

«Там, где это уместно, банки должны разработать действенные среднесрочные планы по восстановлению своих резервов капитала и ликвидности и принять меры в отношении выявленных в рамках ПКА (проверка качества активов) потребностей в рекапитализации», — отметили аналитики МВФ.

«Подушка безопасности» еще имеется

Также в МВФ ожидают по итогам 2020 года рост общего дефицита сектора госуправления (включая местные бюджеты и Нацфонд) до 5,5% ВВП. На это повлияют снижение доходов, дополнительные расходы на здравоохранение, различные трансферты. Госдолг с 2019 по 2021 увеличится на 4% ВВП.

Тем не менее уровень долга остается существенно ниже активов Национального фонда. В среднесрочной перспективе потребуется восстанавливать бюджетные резервы.

«Миссия сотрудников МВФ отмечает возможности для налоговых реформ для роста объемов ненефтяных поступлений и обеспечения справедливости, в том числе за счет повышения НДС и внедрения прогрессивного подоходного и имущественного налогообложения

Эти реформы должны быть хорошо подготовлены и сопровождаться мерами по сокращению неформальной экономики», — считают аналитики.

Также они отметили необходимость структурных реформ. В числе приоритетов:

  • уменьшение участия государства в экономике,
  • развитие недобывающих отраслей,
  • повышение эффективности государственного управления,
  • укрепление институтов управления и совершенствование систем здравоохранения и образования.

«Хотя на темпы этих реформ может повлиять кризис Covid, остается важным сохранение успехов, достигнутых в последние годы, и поддержание динамики реформ. В частности, важное значение имеет дальнейший прогресс в приватизации компаний в нефтегазовом, телекоммуникационном, авиационном, энергетическом и железнодорожном секторах

Кроме того, миссия поддерживает планы уполномоченных органов по внедрению новых цифровых технологий и решению экологических проблем, которые могут открыть новые возможности для будущего экономического роста и создания рабочих мест», — утверждают эксперты.