Конкуренция за лидерство в Центральной Азии

0
26

Конкуренция за лидерство в Центральной Азии

Борьба за лидерство

Казахстан уже не первое десятилетие считается безусловным экономическим лидером в Центрально-Азиатском регионе, макроэкономические показатели также подтверждают это. Так например, ВВП Казахстана по-прежнему больше ВВП всех остальных четырех стран Центральной Азии вместе взятых, и составляет 181 миллиард долларов (данные 2019 года). Даже слова Елбасы о том, что ВВП одного лишь только Алматы в целых 5 раз больше чем у всего Кыргызстана, правда, но с оговорками о том, что значительное число крупных компаний страны зарегистрировано в Алматы, из-за чего сравнение не самое корректное.

В целом же, экономическое превосходство страны в регионе сложно поставить под сомнение, однако, как не бывает ничего вечного под луной, так и нет в мировой политике. Тем более, что темпы роста РК все же оставляют желать лучшего. Соответственно, стоит задаться вопросом, а какое будущее ждет Центрально-Азиатский регион, и кто же может занять место Казахстана в качестве экономического лидера?

Когда речь идет о возможных экономических перспективах, в первую очередь важен вектор развития и уровень потенциала. Наиболее успешный вектор развития сейчас демонстрирует Узбекистан. Экономический прирост этой страны уже не первый год превышает 5%, что выше ежегодного прироста Казахстана. Столь быстрый рост национальной экономики многие связывают с удачными реформами по либерализации рынка, начатые новым президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым в 2017 году.

Меры принятые правительством Узбекистана позволили привести к потеплению инвестиционного климата, и повысили заинтересованность иностранных государств. А интересоваться действительно есть чем, ведь растущая густонаселенная страна прежде всего может являться неплохим рынком сбыта, а дешевая рабочая сила обеспечивает желание инвестировать и вкладывать средства в производства. Не менее масштабы и сами планы Узбекского правительства, планирующего уже к 2025 году, увеличить ВВП страны почти в два раза, и довести его таким образом до 100 миллиардов долларов.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Можно ли говорить об отсутствии значительных миграционных настроений в Казахстане?

Напоминаем, что нынешний размер валового внутреннего продукта Узбекистана составляет приблизительно 58 миллиардов долларов. Для сравнения, ВВП Казахстана на 2019 год, составил около 181 миллиарда долларов, а показатели роста, после кризиса 2015-2016 годов, вновь приблизились к привычным 4%, начав снова снижаться уже с началом пандемии COVID-19.

Узбекистан также уверенно стремиться развивать свой логистический потенциал, помимо того, что страна является важной составляющей масштабного проекта Китая «Один пояс-один путь», в связи с чем получает многочисленные займы, она также стремиться довести свое железнодорожное сообщение до морских портовых зон. А для увеличения энергетических мощностей страны, власти республики готовятся к 2028 году завершить строительство АЭС в Джизакской области, строительство которой ведется при поддержке Росатома. В этом вопросе Узбекистан уже опередил Казахстан, где строительство АЭС все еще является объектом для многочисленных дискуссий.

И все же, несмотря на огромный потенциал Узбекской экономики, в стране остается ряд сложных нерешенных проблем. Человеческий капитал республики все еще остается на очень низком уровне, уровень инфляции также высок, и является одним из самых больших в ЦА. Страна также сталкивается с ворохом этнических проблем, будучи неоднородной по своему национальному составу. Не все так просто и с административным управлением страной, ввиду географической замкнутости Ферганской долины-главного экономического и социально-культурного региона, от территории всего остального государства.

Но что можно сказать относительно других стран Центральной Азии? К сожалению, видимого потенциала для составления серьезной конкуренции Казахстану или же Узбекистану, у них немного. У Кыргызстана, в связи в политической нестабильности, крайне низкий инвестиционный климат, а также колоссальные задолженности перед КНР, составляющие более 40% от его общего внешнего долга. В связи с такой ситуацией, успешность развития этой страны находится под большим вопросом.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Трудовая миграция из Центральной Азии: постоянно рассчитывать на Россию – ошибочная стратегия

С Туркменистаном дела обстоят чуть лучше, но преимущественно сырьевая направленность его экономики, а также неудачная внешняя политика, при довольно немногочисленном население, едва ли дают стране возможности для составления серьезной конкуренции лидерам региона. Нельзя не отметить также засилье госсектора в экономике, и слаборазвитые политические институты, не способствующие улучшения уровня человеческого капитала и соответственно улучшения экономических показателей страны. Почти всеми перечисленными проблемы в большей или меньшей степени подвержен также и Таджикистан.

Что касается Казахстана, то возможно осознание отставания в темпах экономического роста от Узбекистана, и возможное усиление конкуренции в долгосрочной перспективе, вынуждают власти страны усиленно работать над своим новым интеграционным проектом в городе Туркестан. В который за последние годы были вложены значительные суммы из бюджета республики.

Превращение Туркестана в новый экономический центр скорее всего должно сыграть роль драйвера национальной экономики страны, и поспособствовать интеграционным процессам в Центральной Азии, в этом ключе правительство Казахстана играет на опережение, и стремиться закрепить свой статуса экономического лидера региона, а также стать связующим звеном масштабных интеграционных процессов. Все это отвечает планам общей концепции внешней политике страны на 2020-2030 годы.

Как нам кажется, несмотря на постепенно растущую конкуренцию, интеграционные процессы в регионе будут полезны для всех стран Центральной Азии. А успешные показатели роста Узбекской экономики, и нежелание Казахстаном терять статус лидера, могут подтолкнуть нашу страну на полезные преобразования, таким образом постепенно стимулируя процесс экономического развития. И все же, при сохранении и постепенном увеличении темпов роста экономики Узбекистана, у этой страны в долгосрочной перспективе, есть неплохие шансы на лидирующую позицию.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь