«Контрабандная мышь» и забитые склады в СНГ. Нужно ли строить новые в Кыргызстане?

0
128

 «Контрабандная мышь» и забитые склады в СНГ. Нужно ли строить новые в Кыргызстане?

«Они всегда нужны, но не в больших объемах, чтобы там ветер гулял»

Параллельный импорт в Россию, уже превысивший оборот в 20 млрд долларов, привел к нехватке складов в странах СНГ, в том числе в Кыргызстане, пишет «Коммерсант». Как обстоит дело на самом деле и нужно ли строительство новых сооружений для хранения транзитных товаров, на эти вопросы Vesti.kg ответил профессор, доктор экономических наук Асылбек Аюпов.
 
– Торопиться не стоит, так как ситуация временная, – полагает он. – Сейчас занятость складов понятна, Россия находится под санкциями. На мой взгляд, она правдами и неправдами пытается обойти эти ограничения. Осуществляет реэкспорт через Казахстан, Кыргызстан и другие страны. Но следует учитывать некоторые моменты. Так, Казахстан с 1 апреля ввел новые правила провоза товара через свои границы. Жестко все фиксируется. Как говорится, даже контрабандная мышь не проскочит. Европейский союз предупредил страны Центральной Азии об ответственности за параллельный импорт. Что никакого экспорта в Россию продукции, которая находится под запретом, не должно происходить. Завтра все может измениться, и склады освободятся.
 
При этом эксперт заметил, что, действительно, экспорт транзитной продукции, осуществляемой через Кыргызстан в частности, значительно вырос.
 
– Рост идет в 2-3 раза, и сразу становится ясно, что эта продукция привозится не для внутренних нужд нашей республики, – заметил он. – И не зря приезжал американский госсекретарь Энтони Блинкен, который провел ряд переговоров, дал инструкции, предупреждения и так далее. Мы является партнерами и союзниками по Евразийскому союзу, поддерживаем друг друга. Поэтому склады на железной дороге, на приграничных территориях, в крупных городах сейчас забиты. Не стоит забывать о реэкспорте китайской продукции и товаров других стран через «Дордой» и прочие оптовые рынки. Но это не будет длиться вечно, рано или поздно все закончится. Поэтому строить новые склады себе дороже. Вероятнее всего, они будут пустовать.
 
По мнению Аюпова, предпринимателям в нынешних условиях сложнее обычного предусмотреть развитие ситуации.
 
– Конечно, склады всегда нужны, но не в больших объемах, чтобы там ветер гулял, – подчеркнул он. – Этого не надо ни государству, ни бизнесменам. Тем более складские помещения неоднородны по своему предназначению. Одно дело – для хранения пищевой продукции, другое дело – для той же пищевой продукции, но скоропортящейся. Для автомобилей или строительной продукции, разумеется, нужны иные условия. И по стоимости инфраструктура хранилищ не дешевая вещь. Туда нужны подъездные пути соответствующие – железнодорожные, автомобильные. Техническое обеспечение приемки-разгрузки, складское оборудование достаточно сложное. Вложить деньги, а потом через год-два не знать, что делать со всем построенным, – под такие проекты никто не вложится.
 
В случае если все-таки начнутся какие-то работы по созданию новых складов на территории Кыргызстана, экономист предлагает сделать их многопрофильными.
 
– Нужно предусмотреть их дальнейшее использование, сделать проекты многопрофильными, – считает он. – Что такое склады? Это в первую очередь территория, которую можно переоборудовать. Например, под создание на его месте какого-либо предприятия промышленного или сельскохозяйственного назначения. Ну и, разумеется, финансы. Если заказчик обеспечит инвестициями для строительства складских помещений, то ради бога. Запас карман не тянет. Тут уже все зависит от владельцев хранилищ, будь то государство или предприниматели, их смекалки, взгляда в будущее.
 
Поясним, число запросов российских компаний на склады в постсоветских странах к началу весны нынешнего года выросло на 40-50 процентов, почти до 400 тысяч квадратных метров, подсчитали в NF Group. Сказывается и нехватка профессиональных девелоперов, специализирующихся именно на развитии логистических парков на постсоветской территории.
 
Страны СНГ стали основным альтернативным каналом ввоза продукции из Европы, США, Японии в РФ и вывоза российских товаров на зарубежные рынки. К декабрю прошлого года объем параллельного импорта составил около 2,4 млн тонн товаров.
 
Около 80 процентов запросов исходит от Wildberries и Ozon, с которыми Кыргызстан уже сотрудничает или планирует организацию проектов в ближайшее время, в том числе через государственно-частное партнерство.
 
В то же время некоторые страны, опасаясь вторичных санкций со стороны США и ЕС, ужесточают требования к транзиту товаров через свои территории, что, по прогнозам экспертов, может привести к снижению объема параллельного импорта и политико-экономическим осложнениям внутри ЕАЭС.
 
Михаил Готфрид
Фото www