На границе: Кыргызстан и Таджикистан снова спорят о земле

0
104

На границе: Кыргызстан и Таджикистан снова спорят о земле

Конфликты на границе Кыргызстана и Таджикистана являются признаками проблем внутренней системы управления двух стран и остаются показательным примером внутрирегиональных противоречий в Центральной Азии. 

Источник: На границе: Кыргызстан и Таджикистан снова спорят о земле

Стычка между пограничниками Кыргызстана и жителями села Ходжаи-Ало Исфаринского района произошла 25 октября. По данным таджикской стороны, «жители села меняли старые обветшалые трубы, в это время к ним приблизились 25-30 вооруженных киргизских пограничников и потребовали прекратить работы. Они заявили, что эта часть территории является спорной и открыли огонь из огнестрельного оружия». 

К счастью, в этот раз обошлось без жертв. Это как минимум четвертое серьезное столкновение между жителями Кыргызстана и Таджикистана с начала 2020 года. 

В 2019 году на спорных участках границы произошло более 15 конфликтов. Во время одного из них погибли четыре человека – один сотрудник кыргызского спецназа и трое таджикских военных. 

Причин регулярных инцидентов на спорных территориях несколько.

Нехватка ресурсов

Граничащая с Кыргызстаном Согдийская область является одной из самых густонаселённых в Таджикистане. На середину 2019 года на ее территории были зарегистрированы более 2,7 миллионов жителей. На первом месте, по данным статагентства Таджикистана, остается Хатлонская область с более, чем 3,3 миллионным населением. 

Граничащая с Таджикистаном Баткенская область Кыргызстана, наоборот, одна из самых малонаселенных территорий страны. На первое января 2020 года там были зарегистрированы чуть более полумиллиона человек.

Увеличивающаяся плотность населения обеих стран приводит к борьбе за ресурсы. В первую очередь пахотных земель, пастбищ и воды.

Контрабанда и наркотрафик

«Дырявые границы» между двумя странами является важной составляющей в работе криминальных группировок.

В первую очередь, это касается контрабанды и переброски наркотиков. Из Кыргызстана в Таджикистан идут потоки контрабандного ГСМ и китайских товаров. Дорога из Таджикистана в Кыргызстан является частью одного из маршрутов афганского наркотрафика. 

С одной стороны, незаконные операции обеспечивают часть жителей приграничных территорий заработком. С другой делают их зависимыми от интересов криминальных групп. 

По информации из собственных источников, некоторые приграничные инциденты в 2019 году, освещавшиеся в СМИ как бытовые конфликты между жителями приграничных сел, были частью борьбы за контроль над этими маршрутами.  

Почему Бишкек и Душанбе не могут решить проблемы на границе? 

Почти каждый конфликт на спорных территориях Кыргызстана и Таджикистана гасится в режиме «ручного управления» – на место происшествия выезжают чиновники, с местным населением проводятся разъяснительные работы. Иногда проблему озвучивают на переговорах первых лиц государств.

Каждый раз лидеры обмениваются протокольными заявлениями о «добрососедстве и поиске компромисса», но прорывных результатов эти встречи, как правило, не дают. 

Подобная тактика хороша до тех пор, пока столкновения не обрастают большим количеством жертв и носят точечный характер. Это не решение проблемы, а скорее ее заморозка. Подобное отношение может в любой момент обернуться полномасштабными конфликтами с применением оружия с обеих сторон.  

Дополнительные факторы затягивания конфликта

  • Отсутствие политической воли. Любые уступки и компромиссы со стороны официального Бишкека в вопросе приграничья будут использованы для критики властей. Для лиц, принимающих решения в Кыргызстане, подобные маневры являются неприемлемы и будут означать политическое самоубийство.
  • Кадровый голод. Бишкек и Душанбе не могут выставить компетентных переговорщиков, способных к поиску компромисса и обладающих определенной долей свободы при принятии решений.
  • Отсутствие ресурсов. У Кыргызстана и Таджикистана нет финансовых и силовых средств для того, чтобы принудительно расселить жителей приграничных территорий и разметить спорные участки. 

Таким образом, вопрос приграничных территорий высвечивает целый ряд системных проблем государственной системы Кыргызстана и Таджикистана. При отсутствии механизмов для их устранения или замещения Бишкек и Душанбе будут затягивать принятие решения по приграничным проблемам.   

На сегодняшний день из 970 километров общей границы Кыргызстана и Таджикистана описаны около 580. Процесс делимитации и демаркации активизировался к 2018 году, но уже в середине 2020 года снова сошел на нет.