Наша национальная забава – обижаться на всё и дружно кричать «Ату его!»

0
112

Наша национальная забава – обижаться на всё и дружно кричать «Ату его!»

На днях в соцсетях разгорелся очередной «околоязыковой» скандал. На этот раз очень многие возмутились высказыванием, которое руководитель холдинга Chocofamily Рамиль Мухоряпов озвучил, судя по всему, в ходе общения с приехавшими недавно в Казахстан россиянами. Но можно ли назвать реакцию наших сограждан, причём далеко не только из числа так называемых национал-патриотов, соразмерной тому, что на самом деле прозвучало из уст бизнесмена?

Казнить нельзя помиловать?

Ели верить гуляющей в Интернете информации, то видео, всколыхнувшее наше общество, было снято ещё в сентябре, но попало в тренды «Тик-тока» только во второй половине октября, а затем оттуда распространилось и на остальные социальные сети. Начинается ролик с речи девушки, которая объясняет российским мигрантам, что, если их обслуживают на казахском языке, а не на русском, то это нельзя считать проявлением агрессии, и что к этому нужно отнестись с пониманием.

В этот момент Рамиль Мухоряпов решает от себя добавить (публикуем без так называемых слов-паразитов): «На самом деле, если такое произойдет, я буду лично крайне опечален, кроме ситуации, когда человек реально не знает русского, потому что, мне кажется, все равно это чуть-чуть странно, чуть-чуть проявление такого национализма, это можно принять, но это не от большой культуры. Мне кажется, что первый пойнт, гостеприимство, должен всё перевешивать».

В данном случае очень важно с максимальной достоверностью передать сказанное бизнесменом. Однако некоторые откровенно переиначили его слова, видимо, желая создать максимально оглушительный эффект. Например, сейчас в сети активно «гуляет» картинка, на которой изображён гневного вида Рамиль Мухоряпов, якобы произносящий следующие слова: «Қазақтың тілі мәдениетсіздіктің тілі» («Язык казахов – язык бескультурья»). Как говорится, почувствуйте разницу с тем, что бизнесмен сказал в действительности. И дело не только в картинке – именно так поняли (или сделали вид, что так поняли) его слова на видео многие наши сограждане, в том числе и те, кто посмотрел оригинальный видеоролик.

Но самое удивительное: именно подобную трактовку сказанного Мухоряповым зачастую предлагают и многие из тех, кто совсем недавно призывал рассматривать слова теперь уже бывшего украинского посла в РК Петра Врублевского «в контексте». Напомним, что в интервью скандальному блогеру Диасу Кузаирову дипломат заявил: «Стараемся убить их как можно больше. Чем больше мы убьем русских сейчас, тем меньше придется убивать нашим детям». Так вот, эти люди утверждали, что слова посла были вырваны из контекста и что имелись в виду не все русские, а только те, кто «пришел с мечом» на украинскую землю. Вполне возможно, что они правы и именно это имел в виду Врублевский. Но тогда почему в случае с главой Chocofamily те же самые люди мало того, что не пытаются понять контекст, так ещё и абсолютно игнорируют произнесенную им в середине речи фразу «кроме ситуации, когда человек реально не знает русского», которая, думается, была ключевой?

Сразу после вброса данного видео «в массы» стали звучать требования предать Мухоряпова анафеме, обвинения в шовинизме, казахофобии, неуважении к Казахстану и казахскому языку. Доходит до абсурда: даже его слова о том, что он на протяжении восьми лет жил в Москве, теперь преподносятся как некая крамола. Но какое вообще отношение этот факт имеет к рассматриваемому кейсу? С каких пор проживание в столице РФ стало расцениваться как неприязнь к казахам, к казахскому?

После случившегося бизнесмен выложил «сториз» в социальной сети Instagram, где попытался объяснить, что он имел в виду на самом деле, старался ответить недовольным под своим постом, но волну ненависти остановить было уже невозможно. Люди начали активно ставить минимальные оценки подразделениям холдинга Chocofamily (Chocolife, Chocotravel/Aviata, Chocofood, Lensmark, iDoctor, Rahmet App, Ryadom, IoK) в различных сервисах, писать о том, что отныне они полностью перестают пользоваться их услугами, и призывать других последовать их примеру. Безусловно, право каждого человека –бойкотировать ту или иную компанию. Но вопрос: кто больше пострадает от такого бойкота – её руководитель или же рядовые работники, которые потеряют в зарплатах, а то и вовсе лишатся работы? Уж они-то точно не несут ответственности за то, что кто-то (пусть даже их начальник) что-то сказал или кого-то не так поняли…

Некоторые «лидеры общественного мнения» пытаются перевести случившееся в правовую плоскость: мол, по закону человек имеет право отвечать на том языке, на котором ему комфортно. Тут они, безусловно, правы, но ведь никто про закон и не говорил. Просто высказывалось пожелание, чтобы люди, имеющие возможность помочь приезжим, пытались эту самую помощь оказать. Можно привести такую аналогию. Если, допустим, к молодому парню, который никуда не торопится, обращается за помощью пожилая женщина, несущая тяжёлые сумки, то он имеет полное право отказать ей. Другое дело, как это будет расценено с этической точки зрения. Кстати, Мухоряпову, наверное, следовало говорить именно об этике, а не об уровне культуры, но это вопрос дискуссионный.

В целом, если отбросить эмоции и попытаться понять, что имел в виду глава Chocofamily, то на самом деле в его словах сложно найти что-то крамольное. Конечно, при большом желании можно разглядеть (или расслышать) что-то ужасное и оскорбительное даже в самых невинных вещах, но зачем это нужно? Кому было выгодно переиначить изначальный смысл фразы и показать человека в максимально невыгодном свете настолько, что ему пришлось извиняться, причем даже «покаяние» было воспринято весьма негативно: люди, мол, уже устали от того, что якобы «очередной казахофоб» пытается выйти сухим из воды, просто извинившись на камеру. Чем плох посыл о том, что, если у человека есть возможность помочь другому человеку, то было бы хорошо сделать это?

Попробуем перенести рассматриваемую ситуацию из Казахстана, допустим, во Францию. Неужели людям, сегодня обрушившимся на Мухоряпова, не хотелось бы, чтобы при обращении к местному жителю на английском тот вместо того, чтобы демонстрировать свою принципиальность и отвечать на французском, просто помог (разумеется, при условии, что он владеет английским)? Да, если бы в речи главы Chocofamily не содержалось уточнение, что сказанное им касается только тех, кто знает русский язык, то в ней можно было бы разглядеть неуважение к казахоязычным и якобы ощущаемое им превосходство русского языка над казахским, а значит, был бы реальный повод для возмущения. Но эти ключевые слова бизнесмен произнёс. Так какие к нему могут быть претензии?

Какие мы обидчивые…

Как считают некоторые, столь резкая реакция вызвана незавидным положением казахского языка в нашем обществе, вследствие чего любые мало-мальски ущемляющие его высказывания воспринимаются крайне болезненно. Да, действительно, сфера применения «ана тілі» ещё не так широка, как хотелось бы, но и устраивать вселенский плач по этому поводу, думается, не стоит. Например, в ходе проведения недавней переписи населения 80,1 процента казахстанцев сообщили, что в той или иной степени владеют государственным языком. Для сравнения: в 1999-м этот показатель составил 64,4, в 2009-м – 74,0 процента. То есть, постепенно ситуация улучшается. Безусловно, в языковой сфере существует еще множество проблем, но решение большинства из них – дело времени, причем не самого отдалённого. Тем более что в пользу казахского играет главный фактор – демографический.

Но высокий уровень «хейта» со стороны части общественности возникает не только из-за языка. Например, можно вспомнить историю с довольно известным российским блогером Александром Гутиным. В 2019 году он написал шутливый пост на тему посещения музея кобыза в Казахстане. Абсолютно проигнорировав тот факт, что единственным его посылом было рассмешить людей, а не кого-то оскорбить (тем более что ранее он с большой теплотой отзывался о казахах, нашей природе, национальной кухне), немалое число казахстанцев начали писать агрессивные комментарии – доходило даже до откровенно антисемитских высказываний. Заслуживал ли человек откровенной ненависти и проклятий в свой адрес только за то, что ему не очень понравился звук музыкального инструмента? Вопрос, полагаю, риторический. По словам самого Александра, столько, сколько ему прилетело за кобыз, ему не прилетало никогда.

Или вспомните историю с главой холдинга BI Group Айдыном Рахимбаевым. Летом 2020-го, когда коронавирус был максимально опасным и уносил жизни большого количества людей, он написал в «Фейсбуке» пост о том, что снятие карантина не должно быть поводом устраивать массовые мероприятия, в частности, свадьбы, и что было бы неплохо забыть на время про пресловутый казахский «уят». Многих пользователей соцсетей оскорбил «наезд» на национальные традиции, некоторые грозились отказаться от приобретения квартир в домах, возводимых компанией. Правда, Рахимбаев сам «прокололся», когда незадолго до этого отпраздновал с подчинёнными сдачу в строй одного из объектов. Но к данному случаю вполне применимо известное высказывание «Слушай, что мулла говорит, и не делай того, что он делает».

Да, когда кто-то с откровенной неприязнью отзывается о представителях той или иной национальности (кстати, тут надо отметить, что определённая часть людей видит ненависть в отношении своего этноса даже там, где ее нет, при этом принципиально отказываясь замечать проявления ксенофобии со стороны «своих»), выступает с сепаратистскими призывами – это одно дело, и тут «хейт» оправдан. Но есть ли смысл искать чёрную кошку в тёмной комнате, особенно когда её там нет, как это происходит сейчас в истории с Рамилем Мухоряповым?

Не приведут ли подобные прецеденты к тому, что люди просто перестанут озвучивать свои мысли, даже если они не преследуют цель кого-то задеть, – только из страха быть неправильно понятыми и подвергнуться остракизму со стороны некоторой части общества? Не станет ли это угрозой свободе слова в нашей стране? Кому мы делаем лучше, обижаясь чуть ли не на всё подряд по поводу и без?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь