Новая «китайская» эра для Центральной Азии

0
85

Новая «китайская» эра для Центральной Азии

Прошедший на минувшей неделе в городе Сиане провинции Шэньси масштабный саммит «Китай — Центральная Азия» дал новый импульс для развития отношений стран региона с Поднебесной. Видно, что Пекин, с оглядкой на Москву, желает упрочнить свои позиции в Центральной Азии и обеспечить устойчивый экономический коридор через регион из Азии в Европу, но обо всём по порядку.

Центральная Азия после распада Советского Союза стала зоной повышенного внимания со стороны многих внешних игроков. В частности, в формате «С5+1» со странами региона дипломатические контакты ведут США, Европейский Союз и Турция. Подобный формат по идее позволяет сообща сверить часы и принять программу сотрудничества, не ущемляющую позиции соседних друг другу стран, а также предусматривает общее взаимодействие сторон. Правда, Брюссель и Вашингтон больше акцентируют внимание на «строительстве демократических институтов», а экономические проекты не всегда отличаются масштабностью и последовательностью.

Китай впервые пригласил лидеров Центрально-Азиатских государств к подобному формату коммуникации, не без оглядки на своего стратегического союзника в лице России. До сих пор Пекин предпочитал развивать исключительно двусторонние взаимоотношения, но как показывает практика, не всегда получалось достигать совместных геополитических либо экономических целей из-за различия позиций соседей по региону, а китайцы на сегодняшний день крайне заинтересованы в строительстве параллельного пути на Запад. Безусловно, экономический и инфраструктурный коридор через Среднюю Азию позволит китайцам диверсифицировать торговое сообщение.

По мнению экспертов, запланированная железная дорога по маршруту «Китай — Кыргызстан — Узбекистан» свяжет Азию с Европой и Африкой кратчайшим путём и сможет обеспечить крупный объём грузоперевозок. Помимо инфраструктурных проектов Китай готов вкладывать инвестиции и в энергетические проекты в регионе, поддерживать социально-экономическое развитие в этих странах. Кроме того, Пекин обязался безвозмездно предоставить странам более 3,5 млрд долларов США в качестве финансовой поддержки.

«Для укрепления потенциала развития Китай разработает планы сотрудничества со странами Центральной Азии в сокращении бедности с помощью науки и технологий», — сказал по этому поводу председатель КНР Си Цзиньпин.

Финансируемые КНР проекты будут поощрять создание новых рабочих мест в странах региона. Видно, что Пекину нужна сильная и стабильная Центральная Азия, поэтому китайцы взялись поддерживать безопасность, суверенитет и территориальную целостность стран региона. Китай заявил, что будет решительно выступать против того, чтобы внешние силы подрывали легитимные власти стран Центральной Азии и провоцировали новый виток «цветных революций». Таким образом, Пекин синхронизирует и дополняет усилия Москвы в регионе, обоим государствам необходима предсказуемость и стабильность, а, взяв на себя частично ответственность по линии безопасности и экономики, Китай добровольно связывает себя с интересами России в регионе и разделяет вместе с ней союзнические обязательства и риски.

Что примечательно, в мероприятии приняли участие более 400 представителей деловых кругов КНР и стран ЦА. В вопросах развития торговых маршрутов лидеры стран оценили значимость китайского инфраструктурного проекта «Один пояс – один путь». В рамках проекта стороны договорились завершить строительство железной и автомобильной дорог «Китай – Кыргызстан – Узбекистан» и отметили важность запуска казахстанско-китайской железной дороги «Аягуз – Тачэн». Также стороны пришли к соглашению начать строительство автомагистрали «Китай – Таджикистан – Узбекистан». Помимо этого, они выступили за ускоренное возведение четвертой линии газопровода «Туркменистан – Китай» для потребителей в СУАР.

На саммите было подписано 100 соглашений о сотрудничестве в различных сферах, и министр иностранных дел КНР Цинь Ган воодушевлённо отметил, что саммит придаст новый импульс углублению китайско-центральноазиатских отношений. Дипломат подчеркнул, что Пекин будет совместно со странами Центральной Азии претворять в жизнь инициативу в области глобальной безопасности.

По итогам саммита можно отметить, что Европа и США постепенно теряют контроль над торговыми маршрутами из Азии в Европу и Африку. Прокладка железнодорожного и автомагистрального сообщения через страны Средней Азии делают недоступной для Брюсселя и Вашингтона возможность ограничивать либо контролировать поток грузов и пассажиров. В настоящее время они ещё имеют возможности для внесения искусственных ограничений при использовании морских коммуникаций, но вот наземное сообщение через Среднюю Азию, Иран и Турцию в Европу или Африку перекрыть не получится.

Помимо этого, Запад окончательно теряет контроль над регионом в пользу России и КНР. Если ранее они могли ограничивать действия Москвы и Пекина, то теперь, довольно проблематично противостоять позитивному социально-экономическому влиянию, учитывая несоизмеримость выделяемых средств и внимания между Западом и Востоком.

Вместе с тем, даже при быстром согласовании Сианьской декларации участниками саммита, практические действия, или точнее отдача, произойдёт во второй половине текущего десятилетия, что нормально для столь масштабных начинаний. Реализация инфраструктурных проектов приведёт к увеличению товарооборота между странами, появится дополнительный доход от транзита грузов, новые рабочие места для обслуживания автострад и железнодорожных узлов и станций, регион получит возможность экспортировать свои энергоресурсы и товары по железнодорожной ветке в обоих направлениях.

Не обошлось и без информационной войны вокруг саммита. Многие СМИ вышли с заголовками, что Китай строит маршрут в Европу в обход России. Между тем, эти слишком громкие заголовки не соответствующие реальности. Так, ещё на встрече в Самарканде в минувшем году Россия довольно лояльно реагировала на строительство железнодорожного пути из Китая в Узбекистан через Кыргызстан, а увеличение экономической помощи из Поднебесной странам Центральной Азии делает эти государства более устойчивыми в экономическом плане. В совокупности с экономической помощью России государства региона становятся более предсказуемыми, что отвечает интересам как Москвы, так и Пекина. При стабильной экономике можно не беспокоиться относительно популяризации среди масс экстремистских идей, а логистическая интеграция сделает страны ближе  друг к другу и зависимыми от тесных и дружественных отношений между собой. Кроме того, обеспечение безопасности региона также играет ключевую роль, в рамках ШОС и ОДКБ страны могут обеспечить эффективное противодействие деструктивным элементам и сообща бороться против террористических организаций и угроз извне.

Без пафоса можно заключить, что мы стоим на пороге стратегических изменений в регионе. Потихоньку происходит выдавливание США, Великобритании и ЕС, происходит трансформация как внутренней, так и внешней политики. Страны региона учатся быть прагматичными и не связывать свою судьбу с сомнительными предложениями по «строительству демократических институтов». На сегодняшний день в приоритете должны быть интересы экономики и безопасности, что и предлагают развивать как Пекин в формате Сианьской декларации, так и Москва в формате Евразийского экономического союза и ОДКБ. Самое важное что большинство интересов всех сторон совпадает и находят отклик в формате ШОС, площадка которой набирает с каждым годом всё более авторитетный уровень в мировой политике.

Нам остаётся лишь наблюдать за естественными геополитическими процессами в Центральной Азии, усилением роли каждой страны региона в плане ответственности как за своё будущее, так и за коллективное благополучие, где нет места распрям и соперничеству.