Перспективы и реальность торговли между Ираном и странами Центральной Азии

0
199

Перспективы и реальность торговли между Ираном и странами Центральной Азии

В начале мая был отправлен первый контейнерный поезд по международному транспортному коридору «Север — Юг» из России в Индию через Иран. Развитие транспортного коридора расширит торговые возможности стран Центральной Азии.

В последние годы в рамках политики «Взгляд на Восток» приоритетом внешней политики Ирана является развитие отношений со своими центральноазиатскими соседями. Основными мотивами экономического взаимодействия с Центральной Азии (ЦА) стали борьба с санкциями, расширение экономического влияния и разнообразие во внешней политике. 

Иран на сегодняшний день имеет соглашение со странами ЕАЭС договор о Зоне свободной торговли. Как мы знаем в экономический союз входят пока две республики Центральной Азии – Казахстан и Кыргызстан. Однако у с последним несмотря на это торговые связи не настолько тесные. 

В 2022 году иранский президент Эбрахим Раиси посещал Туркменистан, Узбекистан и Казахстан, а президенты Таджикистана и Туркменистана приезжали в Иран.

Сотрудничество Ирана с ЦА заключается в возможности транспортного транзита через иранскую территорию, в том числе экспорте-импорте нефти и газа, обеспечении электроэнергией, полезными ископаемыми и сельскохозяйственной продукцией.

Иран является основным звеном Международного транспортного коридора «Север-Юг» (International North-South Transport Corridor, INSTC). Коридор «Север – Юг» существует с 2000 года. Его основали Индия, Иран и Россия, но сейчас в проекте задействовано более 10 государств. 

«Север-Юг» – маршрут в 7 тысяч километров морского, железнодорожного и автомобильного сообщения для перемещения грузов между Индией, Ираном, странами Персидского залива с Центральной Азией, странами Европы.

«Север-Юг» на 40% короче и на 30% дешевле маршрута через Суэцкий канал. В связи с этим заинтересованные страны уделяют особое внимание взаимодействию с Ираном и реализации Ашхабадского соглашения.

На первой встрече между Ираном и странами Центральной Азии, состоявшейся прошлой осенью в Тегеране, основное внимание было уделено транзитному сотрудничеству. Участники решили увеличить транзит грузов до 20 млн тонн в год.

Это еще один шаг в направлении развития многоплановых коммерческих отношений Ирана с ЦА на фоне возможностей взаимодействия в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Организации экономического сотрудничества (ОЭС).

Иран – Туркменистан

Граница Ирана с Туркменистаном имеет протяженность 1200 километров. Страны соединяют четыре автомобильных и железнодорожных коридора. Фактически Туркменистан – ворота Ирана в Центральную Азию. 

Четыре общих пограничных перехода, открытие еще одного пограничного пункта для торговли, упрощение выдачи виз для предпринимателей двух стран послужили основой для расширения объемов двусторонних торговых отношений.

В июне 2022 года был подписан закрытый пакет из 9 меморандумов, включающих двустороннее сотрудничество в области инвестиций, транспорта, транзита, торговли, экономики, науки и технологий. Объем торговли между Ираном с Туркменистаном в 2022 году составил $435 млн.

Иран-Казахстан

В прошлом году отношения и визиты официальных лиц между Ираном и Казахстаном значительно активизировались. Соглашения о сотрудничестве в различных сферах, создание совместных торгово-промышленных палат и межправительственной экономической комиссии, расширение присутствия частного сектора двух стран, упрощение визового режима, развитие грузовых и пассажирских перевозок способствовали улучшению отношений между Ираном и Казахстаном. 

Важное значение в транзитной сфере имеет железнодорожное сообщение с Ираном и запуск первого контейнерного поезда из Казахстана в Турцию (через иранскую территорию).

Казахстан имеет стратегические планы на иранские порты, такие как Бендер-Аббас (в 2018 году здесь открыто консульство Казахстана) и Чабахар (иранский порт в Оманском заливе, Индийский океан). Кроме того, казахская компания «Семург Инвест» планирует к 2025 году достроить в Бендер-Аббасе терминал по экспорту зерна.

Двусторонняя торговля между Казахстаном и Ираном в 2022 году увеличилась на 20% и достигла $528 млн по сравнению с 2021 годом ($440 млн).

Большая часть экспорта со стороны Казахстана включает пшеницу, ячмень, бобы, крупы, масло, хлопок, со стороны Ирана – фисташки, финики, железо и строительные материалы. Также иранские компании работают в Казахстане в сфере животноводства, мясопереработки, производства молочных продуктов и выращивания риса.

Иран – Узбекистан

За последние пять лет наблюдается расширение сотрудничества между Узбекистаном и Ираном в сфере торговли, энергетики, сельского хозяйства, взаимных инвестиций и транспорта, в сентябре 2022 года между странами было подписано 17 соглашений.

Основным направлением экономических отношений между Ираном и Узбекистаном являются транспорт и логистика. Узбекистан использует мощности порта Бендер-Аббаса, также обсуждается покупка одного из терминалов порта Чабахар. 

Узбекистан, заинтересованный в увеличении объемов торговли, также стремится к использованию порта "Чабахар" и коридора "Север-Юг" для расширения экспорта.

Узбекистан экспортирует текстиль, хлопок, шелк, фрукты и овощи и химические удобрения, Иран – пластик, железо, сталь и оборудование. В планах двух стран увеличение торгового оборота с $435 млн до $1 млрд в течение нескольких лет при условии увеличения пропускной способности INSTC.

Иран – Таджикистан

На данный момент между странами подписано 17 соглашений о сотрудничестве в таких областях, как торговля, транспорт, энергетика, образование, туризм (увеличено количество рейсов авиасообщения).

Товарооборот между Ираном и Таджикистаном достиг $181 млн, увеличившись в более чем 2 раза в сравнении с предыдущими годами. Также иранцы помогают строить ГЭС Сангтуда-2 и тоннель «Истиклол».

Однако, на иранские инвестиции рассчитывать не приходится, поскольку Иран также испытывает экономический кризис.

В прошлом году и вплоть до мая 2022 года в стране часто вспыхивают протесты населения, недовольного ростом инфляции на продукты, достигшей 42% в январе этого года. В этих условиях руководство Ирана навряд ли сможет помочь таджикской экономике.

Иран – Кыргызстан

В сравнении с другими республиками Центральной Азии Кыргызстан является самой удаленной страной и имеет самые слабые экономические связи с Ираном. При этом Кыргызстан в 2016 году подписал десятилетнее соглашение о сотрудничестве с Ираном и присутствует в порту Чабахар.

Двусторонняя торговля между Кыргызстаном и Ираном в настоящее время составляет всего $80 млн, однако открытие таможенных постов Кыргызстана в порту Бендер-Аббас олицетворяет желание сторон увеличить масштабы сотрудничества.

Торговое сотрудничество с Центральной Азией составляет около 5% от общего объема внешней торговли Ирана, что является незначительным показателем в сравнении с Китаем и Россией. Однако даже несмотря на это, экономическое сотрудничество ИРИ с ЦА выросло в 11 раз.

Развитие транспортного сотрудничества,увеличение числа авиарейсов, создание торговых и сельскохозяйственных совместных предприятий, увеличение спроса на фрукты, овощи, орехи, фисташки, иранские финики, изменение законодательства для избежания двойного налогообложения, обеспечение взаимодействия между зонами свободной торговли и особыми экономическими зонами значительно увеличат объем ирано-центральноазиатской торговли.

Расширению сотрудничества Ирана с ЦА несомнено поспособствуют строительство участков  железной дороги Чабахар-Захедан (соединит порт Чабахар через территорию Афганистана с Узбекистаном) и Захедан-Мешхед (соединит порт Чабахар с Туркменистаном), подписание соглашения о свободной торговле между Ираном и ЕАЭС, а также стабилизация обстановки в Афганистане.