Почему новая экономическая политика в Казахстане такая же, как и старая?

0
93

Почему новая экономическая политика в Казахстане такая же, как и старая?

Анонсированная властями новая экономическая политика так и не была запущена. Основной причиной этому стала старая команда, не соответствующая современным реалиям.

Экономист Магбат Спанов уверен, что количество публичных заявлений так не перешло в качество реальных действий.

Траншами из Нацфонда кризис не победить

— Магбат Уарысбекович, складывается впечатление, что весь 2020 год прошел под знаком возможного запуска новой экономической политики.

— Отвечу так, чтобы всем стало понятно. Только президент анонсировал ее пять раз. Первый раз это было в январе, второй — в марте, во время введения чрезвычайного положения, третий раз — в мае, четвертый — 1 сентября, когда он выступал в парламенте, а пятый — в декабре. Так или иначе он этой темы касался практически во всех своих публичных выступлениях.

— Хорошо, машину вроде как завели. Она поехала?

— В том-то и дело, что машина осталась на месте. У меня, как экономиста,  попытки финансово-экономического блока преподнести какие-то свои решения как новые вызывают крайнее недоумение. Как их можно назвать новыми, если метод решения любых проблем прежний — транши из Нацфонда, при этом главный упор был сделан на фискальную политику. А так как еще раньше пандемия достаточно ощутимо ударила по бизнесу, взять у него практически нечего. Может, поэтому с поставленной президентом задачей никто не справился. В результате никого не наказали и не сняли публично. Странно…

Тратить миллиарды и рожать мышь

— Почему так произошло?

— Все упирается в кадровый вопрос. Хотелось бы, чтобы первые руководители страны сами искали специалистов. Надо им самим заниматься кадрами, искать компетентных специалистов. Вместо того, чтобы держать в команде людей, которые тратят миллиарды на суперпроекты и пустые обещания, а на выходе рожают, образно говоря, мышь.

Основная часть населения перестала связывать с властью свои надежды на лучшую жизнь. Свидетельством тому крайне низкая явка на парламентские выборы, которые прошли 10 января 2021 года. Люди занимаются своими проблемами и не хотят тратить свое время на политику.

Принцип Шарикова: взять и поделить!

— С февраля 2019 года министром национальной экономики работал Руслан Даленов. На днях его сменил Асет Иргалиев. Означает ли смена караула смену экономической парадигмы? Насколько быстро это может произойти?

— Вы правы, министра поменяли. Но прямо сейчас давать оценку действиям нового министра рано. Экономика устроена достаточно консервативно. Если что-то он предпримет сегодня, эффект ждать довольно долго. Поэтому пусть пройдет определенное время, посмотрим.

— Разве за экономический блок в правительстве отвечает только глава Миннацэкономики?

— Нет, конечно. За экономический блок отвечают cоответствующие подразделения и персоналии во многих органах госуправления. Но можно ли сказать, что за последние полтора года в стране осуществляли экономические реформы?..

Согласитесь, никто ровным счетом ничего и не вспомнит, кроме плохого, тогда как предыдущий министр экономики по своей основной специальности был фискал. Он действовал по принципу Шарикова: взять и поделить!

Масса ошибок свидетельствует о массовой некомпетентности

— Но лента новостей сообщает о тех или иных действиях правительства. Возможно, там что-то происходит.

— Вы точно охарактеризовали — что-то происходит. Например, создан совет по реформам с непонятными иностранными советниками. Как мне кажется, они никогда не будут ставить интересы чужих стран выше интересов собственной. Это было оправдано в девяностые годы, когда у нас была острая нехватка специалистов по управлению рыночной экономикой. Но в рамках различных программ подготовки специалистов, в том числе по «Болашаку», мы получили более 10 тыс. специалистов. Своих должно хватать.

Кроме того, у общества вызывает много вопросов будущая деятельность советника правительства двух стран. А между тем с Узбекистаном мы конкурируем на региональном уровне и по экономическим, и по политическим вопросам. Это один момент.

Второй момент, создали Агентство по стратегическому планированию и реформам. Я сам был сторонником восстановления такого органа. Но тогда вы должны быть последовательны и сократить те же функции в других госорганах. Но дублирование все равно сохраняется.

— А еще создали Центр социально-экономических реформ при администрации президента…

— Вот именно. Тогда как за все эти вопросы ответственность несет правительство. И такого рода несуразиц и несоответствий очень много. Это свидетельствует о том, что люди, которые отвечают за социально-экономический блок, не имеют никакого представления, как все устроено на практике и в экономической теории, что надо делать и как брать на себя ответственность.

Вы знаете, я раньше говорил, что правительство и население живут и работают в разных измерениях. Теперь могу точно сказать, что наше правительство живет в социальных сетях, а население — в реальной жизни со своими нерешенными проблемами.

О разнице между успехом и неудачей

— Люди очень не любят признавать свои ошибки. Это касается членов правительства?

— Безусловно, касается. Обратите внимание на риторику властей.

В неудаче тех или иных реформ винят, как правило, международную ситуацию, население и бизнес. В крайнем случае низовых чиновников, которым по долгу службы приходится претворять в жизнь не самые умные решения, принятые в верхах. Скажу так: у успеха множество отцов, а неудача всегда сирота.

— Но ведь 2020 стал довольно тяжелым годом. Пандемия и карантин нанесли колоссальный ущерб бизнесу и способствовали резкому падению уровня жизни населения. Согласны?

— Несомненно. Но как экономист считаю, что 2020 стал годом упущенных возможностей. Ознакомьтесь с мировой экономической историей. Любую перестройку экономики добившиеся успеха страны проводили именно во время кризиса.

У нас же совсем иная риторика. Давайте сохраним это и приумножим то. На самом деле не надо ничего сохранять. От старого и себя изжившего надо избавляться легко. А мы стоим на месте и ничего не делаем.

Ситуация в экономике уже доведена до абсурда. И это когда никто не просчитал наши потери от пандемии. На самом деле летом 2020-го года ушли из жизни много высококлассных специалистов в различных отраслях, на их подготовку в свое время было затрачено колоссальное количество времени и ресурсов. Кем их заменить — большая проблема.

Пальцем в небо

— Правительство в курсе, для кого и с кем ему придется работать?

— Не уверен. Чтобы запустить новую экономическую политику, власти должны точно знать, с кем и чем им придется работать. Между тем всеобщая перепись населения должна была пройти в 2019 году. А сегодня какой? Уже 2021. Перепись была? Ее во второй раз отложили.

— И что?

— В принципе, ничего особенного. В правительстве строят экономические планы, стратегии, но представления не имеют об экономической базе и на чем ее реально выстраивать. Для этого существует перепись населения, анализ ее экономической и социальной базы. Нонсенс? Согласен. И потому в своих «экономических прожектах» они занимались, занимаются и будут в дальнейшем тыкать пальцем в небо, пока не будут отталкиваться от реальной экономической жизни населения.

В данный момент, как мне кажется, мы все нуждаемся в определенном консенсусе общества и руководства, нетрадиционных решениях и принятии на себя ответственности. Учитывать, что в будущем многие наши соседи могут предъявить территориальные и экономические претензии, если мы позволим себе экономически и политически слабеть.