В истории независимого Кыргызстана Курултай был проведен несколько раз. Тем самым бывшие президенты изображали видимость, желая показать, будто весь народ поддерживает их режимы. Эти мероприятия, проводимые только в формальном виде, не оставили какого-то серьезного следа в истории страны.
И сейчас критикующие Садыра Жапарова — якобы он собирается изменить Основной закон в то время как имеются все три ветви власти — говорят о ненужности легализации института Курултая. Разделение государственной власти на три ветви – не говоря, что это не навязано нам – пришедшая с Запада традиция.
Кыргызы разработали для себя именно эту форму Курултая. Это освещает наш родоплеменной состав. Говоря иначе, для избрания одного хана требовалось согласие политических сил.
С тех пор прошло минимум 200 лет. Это знают все! В принципе состав не изменился. Подавляющая часть аналитиков расценила октябрьские события в Бишкеке в привычных рамках: они стали волей народа, а вместе с тем играми сторонников различных «цветных революций» на деньги западных специальных служб. Здесь не все однозначно ясно.
В столице выступившая как пример другим прозападная интеллигенция прежде всего полностью зависит от трайбалистского кыргызского населения. По сравнению с государственным региональным подразделением и правящей вертикалью власти имеют гораздо большее значение родоплеменные связи.
Как пройдут выборы, какая партия сколько мест получит в парламенте, кто будет президентом и другие вопросы решают кланы. Можно отодвинуть волю кланов в сторону, но это долго не продлится. Их влияние все равно держит весь государственный аппарат сверху донизу.
После 2010 года кыргызские политики, блуждая, пришли к решению, что только парламентская форма правления является подходящей для общества Кыргызстана. Это вправду так вышло. Обратите внимание, после 2010 года большая масса народа не вышла на улицу. Все вопросы политические силы Кыргызстана решали не на холодных улицах, а в теплом здании Жогорку Кенеша. Кыргызы нашли понравившуюся всем форму правления.
Вышло так, как и писали: она принесет внутреннюю стабильность, но не разовьет страну. Это замечательно подтвердилось за 10 лет.
Бывшая власть была вынуждена уйти не за допущение фальсификации выборов (кто бы у нас этому удивился?), она ушла за нарушение равновесия политических сил. Грубо говоря, вся суть в том, что стоящая во главе власти элита, или не элита, давайте назовем их руководителями клана, натянули одеяло на себя. Говоря другими словами, власть перешла к руководству исполнительной властью, по итогам выборов в ЖК взяла под контроль также парламент.
Тем самым нарушила баланс политических сил. И конечно, оставшиеся без власти кланы предприняли соответствующие меры.
Причина в том, что опора стабильности – традиционное общество. Его интересы и пожелания идут без изменений сотни лет. Подавляющая часть силы направляется на сохранение слабого равновесия между кланами. Нарушение данного баланса может моментально разрушить не только государство, но и весь окружающий регион.
Главное отличие «цветных революций»: в то время как «цветные революции» направлены на нарушение геополитической стабильности в пользу организаторов переворота, то кыргызские мятежи своими местными политиками направлены на сохранение внутренней политической стабильности для восстановления нарушенного баланса.
Таким образом, хотя кыргызские перевороты имеют все признаки цветных революций, но в глубоком смысле таковыми не считаются. Это коренной внутренний механизм, приводящий традиционное общество в соответствие к современному государству.
Вот почему в Кыргызстане невозможно присвоить в собственность власть. А если происходит, то может длиться только малое время. Вспомните биографии прежних президентов. Народ этого не потерпит.
Поэтому написавшие плакат «Ханституция» и ходящие по холодным улицам молодые люди не знают свой народ, его историю и не осведомлены о составе политических сил в Кыргызстане. Разумеется, хорошо говорить о доверии (мне хочется верить, что они бесплатно ходят из любви к Отечеству). Не все удобные для оппозиции вещи приносят пользу стране.
Перед Садыром Жапаровым сейчас стоит только два выбора – если добьется избрания Жогорку Кенеша по профессиональным признакам, тогда туда не войдут представители кланов, возникнет политический дисбаланс. Или оставить непригодный к работе парламент. Тогда страна не будет развиваться. Правильно, на государственные должности нужны будут грамотные в работе профессионалы чиновники, а не дети, родственники, знакомые руководителей кланов.
Вот вследствие этого предлагается институт Курултая. Пока еще в качестве полумеры, так как не вошедшие во власть кланы смогут направлять туда своих представителей для контроля верхов и заявления своих интересов.
В любом случае Кыргызстан нуждается в модернизации. Историей не дается навек государственность и суверенитет. За развитие страны надо бороться!