Проблемы дошкольного образования в Казахстане

0
105

Проблемы дошкольного образования в Казахстане

«В Казахстане отсутствует единая государственная политика в сфере раннего детского развития, отдельные ее оставляющие закреплены за разными министерствами и ведомствами, что является одной из основных проблем, поскольку наблюдается разрозненность принимаемых решений и их неэффективность», – отмечает независимый эксперт по раннему детскому развитию Гаухар Киикова (Нур-Султан) в статье, специально для аналитической платформы CABAR.asia.

Источник: Проблемы дошкольного образования в Казахстане

Многочисленные международные исследования показывают, что проблемы в развитии ребенка коррелируют с бедностью, неграмотностью, конфликтами в обществе, насилием в семье, хроническими заболеваниями и недоеданием. В связи с этим, период раннего детского развития (что включает в себя время от беременности матери до 8 лет) – это вопрос национальной безопасности, поскольку он затрагивает здоровье, образование, интеллектуальный потенциал людей, права и безопасность детей.

Понимая важность раннего детского развития для дальнейшего развития и жизни человека, развития человеческого потенциала и наиболее высокого уровня возврата вложенных инвестиций (10-13%), страны Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) уделяют особое внимание данной сфере, разрабатывая целостные национальные политики, приоритезируя развитие науки и увеличивая финансирование сферы раннего детского развития в процентном соотношении к ВВП (1-2% от ВВП). В Казахстане отсутствует единая государственная политика в сфере раннего детского развития, отдельные ее оставляющие закреплены за разными министерствами и ведомствами. Это само по себе является одной из основных проблем, поскольку наблюдается разрозненность принимаемых решений и их неэффективность. В данном материале будут освещены актуальные проблемы сферы дошкольного образования в Казахстане.

Проблемы дошкольного образования в Казахстане

Рис. 1. Количество дошкольных организаций Казахстана по годам

За свою 100-летнюю историю дошкольное образование Казахстана переживало различные этапы, связанные с изменением числа дошкольных организаций (рис.1). В 2010 году была запущена программа «Балапан» с целью увеличения охвата детей дошкольным образованием до 70% и продолжена в 2014 году, с целью повышения охвата детей 5-6 лет к 2020 году до 100%. Программа способствовала резкому росту количества дошкольных организаций через механизм государственного-частного партнерства. Для увеличения количества частных садов была упразднена процедура лицензирования и значительно упрощена процедура открытия сада. Это помогло увеличить количество дошкольных организаций, но также негативно сказалось на качестве предоставляемых услуг. (См. Рис. 1. Число дошкольных организаций Казахстана).

Несмотря на внушительные изменения, произошедшие в дошкольном образовании Казахстана с 2010 года, существует ряд серьезных проблем, которые требуют обязательного решения. Проблемы сферы дошкольного образования в Казахстане можно выделить в 5 основных блоков: финансирование, кадры, подходы, наука и качество.

Финансирование сферы дошкольного образования

Одной из главных проблем, требующей срочного решения, является низкое финансирование сферы дошкольного образования. На 2020 год финансирование дошкольного образования составило 0,51% от ВВП. Уровень, рекомендуемый ОЭСР и ЮНИСЕФ, составляет не менее 1-2% от ВВП. Среднемесячная заработная плата работников сферы дошкольного образования по стране, по расчётам Ranking.kz , составила $271 долларов США во втором квартале 2021 года, что составляет 45,2% от средней заработной платы в стране. Таким образом, при недостатке педагогических работников в дошкольном образовании и обеспечении местами в садах только 38,36% всех детей от 0 до 6 лет , воспитатели дошкольного образования являются одной из самых низкооплачиваемых категорий в стране и самой низкооплачиваемой по всем уровням образования.

В планах у Министерства образования и науки (МОН) значительное повышение расходов на образование (до 6-7% от ВВП) в ближайшие годы, однако дошкольному образованию в этом повышении не отведено должное место. МОН планирует повышение заработных плат сотрудников дошкольных организаций на 25% в год, что, тем не менее, не решит проблемы низкой оплаты труда. Такое финансовое положение является причиной низкой квалификации педагогов, высокого уровня коррупции в садах, поступления на специальности сферы дошкольного образования по остаточному принципу, профессионального выгорания и нежелания развиваться, что также сказывается на отношении к детям (психологическое и физическое насилие).

Воспитатели дошкольного образования являются одной из самых низкооплачиваемых категорий в стране и самой низкооплачиваемой по всем уровням образования.

Сохраняется проблема доступа детей к качественному дошкольному образованию. Несмотря на заявляемые МОН цифры охвата детей 2-6 лет дошкольным воспитанием и обучением в 77%, а детей 3-6 лет в 98%, получение дошкольного образования детьми является актуальной проблемой в стране. Данные цифры приводятся из расчета процента предоставленных мест в дошкольных организациях к числу стоящих в очереди на место в дошкольной организации детей. Но простые вычисления процента детей, посещающих дошкольные организации (885 033 человека), от общего количества детей 0-6 лет в Казахстане (2 306 800 человек), демонстрируют реальный охват дошкольным воспитанием и обучением детей 0-6 лет в 38,36%.

Таким образом, проблема финансирования сферы является основополагающей для повышения количества дошкольных организаций, количества педагогических работников с должной квалификацией и оплаты их труда, а также уровня качества дошкольных организаций в стране.

Уровень подготовки и недостаток педагогических кадров

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Сегодня в Бишкеке. Погода, мероприятия, даты

Следствием резкого увеличения количества дошкольных организаций вкупе с низкой оплатой труда работников сферы, а также принятыми в свое время решениями о снижении пороговых баллов на педагогические специальности и увеличении количества грантов, стало крайне низкое качество кадров, а также их острая нехватка. Количество педагогов дошкольного воспитания и обучения, согласно Национальному докладу о состоянии и развитии системы образования Республики Казахстан за 2019 год, составляет 72,9% от общего их количества. Однако данное соотношение высчитывается от количества воспитателей и других педагогических работников. В то же время, нянечки, которые не относятся к педагогическим сотрудникам, находятся с детьми в непосредственном контакте полный рабочий день. Требования наличия специального образования у них нет, хотя нельзя сказать, что нянечки не оказывают никакого влияния или не имеют контакта с детьми. Если брать в расчет данных сотрудников, то процентное соотношение значительно изменится.

Уровень подготовки кадров не отвечает требованиям современных реалий.

Обучение педагогов до сих пор строится на модели, когда педагог работает с группой детей как с единицей, тогда как индивидуальный подход в образовании, подкрепленный научными данными, демонстрирующими большую эффективность, требует работы с отдельным ребенком как с единицей.

 Этого же требует и создание инклюзивной образовательной среды, поскольку инклюзивное пространство – это не только и не столько про физическую доступность, а про вовлечение и обучение разных детей, исходя из их личных потребностей и возможностей. Сами педагоги часто говорят о нехватке нужных знаний для создания инклюзивной среды.

Еще одной проблемой, связанной с педагогическими кадрами сферы дошкольного образования Казахстана, является нехватка профессорско-преподавательского состава (ППС) с профильным образованием. В педагогических вузах и колледжах предметы в сфере дошкольного образования часто преподают ППС со специализацией в среднем образовании. О качественном преподавании с учетом современных научных данных говорить не приходится, поскольку эта сфера не является популярной не только для будущих педагогов, но и для сотрудников вузов. Зарубежного образования в данной сфере специально никто не получает. Это приводит к низкому качеству подготовки педагогов в колледжах и вузах. Все программы весьма устаревшие, дающие ограниченное видение детского развития без учета современных научных данных. Теория не отрабатывается на практике, поскольку студенты проходят практику в садах, зачастую не связанных с вузами и колледжами, где присутствуют устаревшие подходы и отсутствует научное обоснование.

В 2021 году по инициативе команды по дошкольному образованию проекта «Подготовка отраслевых менеджеров Ел Үміті» в Перечень родственных специальностей для обучения за рубежом в рамках международной стипендии “Болашак” впервые была добавлена специальность дошкольное воспитание и обучение. Однако, учитывая низкую популярность сферы, этого будет недостаточно для решения проблемы, необходимы более целенаправленные и конкретные меры.

Устаревшие подходы, не учитывающие интересы ребенка

В современном дошкольном образовании Казахстана наблюдается ярко выраженная тенденция «академизации» и «школяризации». В государственном стандарте дошкольного воспитания и обучения, принятом в 2012 году, строго определены занятия, их последовательность и продолжительность. Посетив каждый детский сад, можно увидеть, что как минимум половина помещения занята партами и стульями. В каждом классе висит доска, а санитарные правила и нормы предусматривают расположение этих парт лицом к доске, как в школе. Такой подход демонстрирует глубокое непонимание природы развития ребенка, его потребностей и возможностей. Дети развиваются через игру: через открытие нового путем экспериментов, самостоятельного изучения окружающего мира посредством игры. 

Казахстанские документы и стандарты в области дошкольного образования далеки от современной науки в этой сфере. Дошкольный период воспринимается не как самостоятельный этап развития ребенка, а исключительно как подготовка к школе. Большинство стран в мире отказались от типовых учебных планов (а во многих их никогда не было), поскольку стандартизация не отвечает индивидуальным потребностям детей. Однако в Казахстане руководство МОН не соглашается следовать международным стандартам и основываться на науке, предпочитая не вносить значимых изменений в привычную систему, которая позволяет контролировать педагогов и требовать отчеты за каждый день проведенных уроков.

В 2018 году ученые Назарбаев университета опубликовали результаты исследования – кейс-стади государственной политики и практики в дошкольном образовании Казахстана. Исследование включало в себя интервью с представителями МОН, директорами и заведующими садиков, а также педагогами. Данные собирались во время внесения очередных изменений в государственный стандарт, и участники интервью уверяли, что новые изменения приведут сады к подходам, которые основаны на игре, от модели школьного класса. Однако типовой учебный план, задающий количество занятий, не был упразднен, списки позволенной и утвержденной литературы и учебников в садах сохранились, а креативность ребенка не имеет возможностей для проявления при подходе «учитель у доски». Ученые сделали вывод, что лидеры, тренеры и педагоги имеют крайне ограниченное представление и опыт в современных подходах, поскольку советская идеология, когда индивидуальность не поощряется, еще является ведущей.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Тяжелобольному кыргызстанцу не дают видеться с дочерью

Наука в сфере раннего детского развития

Решения, принимаемые в сфере раннего детского развития, дошкольного воспитания и обучения в Казахстане, не основываются на научных данных. Вы не найдете ни единой ссылки на научные исследования в документах, регулирующих сферу. Госслужащие скажут, что это потому, что в официальных документах не разрешаются какие-либо ссылки, что является правдой. Но основная причина – у нас нет научных исследований, на которых можно было бы обосновывать решения. Изменения происходят по поручению вышестоящих органов, имеют определенный срок, а значит, на исследования не остается времени. Однако если бы исследования в этой сфере проводились на постоянной основе, у нас было бы обоснование.

Приведу пример из собственного опыта. В 2020 году в государственный стандарт снова были внесены изменения, уменьшающие недельную нагрузку старшей группы (предшкольной) сада с 24 до 20 часов. Бывший руководитель ведомства, которое отвечало за данные изменения, не смогла обосновать эти изменения какими-либо данными исследований. Причина звучала следующим образом: поскольку теперь старшая группа – это 5-летки, то им «сложно высидеть 24 часа». Такой ответ в полной мере отражает отсутствие у властей понимания, что решения должны быть научно-обоснованы, и не должны быть чьим-то частным мнением.

В международных журналах отсутствуют публикации с эмпирическими данными, собранными в сфере дошкольного образования Казахстана. Педагогические вузы в нашей стране не имеют своих лабораторий, в которых студенты и профессора могли бы проводить исследования. Содержание программ подготовки педагогов оторвано от практики и от реальности данной сферы в мире. Все еще ярко выражен советский (теперь ставший российским) дискурс в выборе литературы для студентов. Как итог, отсутствует исследовательская база, нет крупных страновых исследований, которые могли бы продемонстрировать реальную картину с точки зрения науки, а не сухих цифр из аналитических отчетов, в которых часто присутствует манипуляция фактами и цифрами и отсутствует объяснение причин тех или иных проблем и тенденций.

Рекомендации по улучшению качества образования

Несмотря на устаревшие подходы и низкое финансирование сферы, существует определенная потребность в повышении качества дошкольного образования в Казахстане, продиктованная демонстрируемыми школьниками результатами в таких международных исследованиях как PISA. Разрыв в баллах между школьниками, посещавшими детские сады и теми, кто не посещал, в среднем в мире составляет около 50 баллов. В Казахстане этот разрыв составляет около 20 баллов. Причиной может являться то, что более выраженные успехи школьников проявляются, если они посещали дошкольные учреждения хорошего и высокого качества. В настоящее время, определение качества дошкольного воспитания и обучения не прописано в государственных документах, как и не определены критерии качества.

МОН понимает необходимость выделения критериев качества и создания системы мониторинга качества дошкольного образования в стране. В связи с этим, в последний год предпринимался ряд мер. 15 марта 2021 года Постановлением правительства была утверждена Модель развития дошкольного воспитания и обучения, которая заложила направления развития сферы на ближайшие несколько лет (до 2025 года). Данная модель была разработана по поручению президента в связи с необходимостью обеспечения развития дошкольного образования Казахстана в соответствии с международными стандартами. В модели определен вектор развития в сторону ориентирования дошкольного воспитания и обучения на современные научные данные, потребности и возможности ребенка, и доступ к качественному дошкольному образованию.

В модели также заложен план создания системы независимой национальной оценки качества дошкольного образования с использованием рейтинговой шкалы окружающей среды в раннем детстве ECERS (Early Childhood Environment Rating Scales, Шкала для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях), которая используется во всем мире в качестве комплексного инструмента оценки. Первым этапом, который реализуется сейчас, является проведение странового исследования качества дошкольного образования. Группа исследователей проводит сбор данных по регионам с помощью международной шкалы ECERS-3, для использования которой исследователи были обучены и сертифицированы. После анализа собранных данных и разработки методических рекомендаций исследователи приступят ко второму этапу – разработке критериев качества дошкольного воспитания и обучения для Казахстана.

Такие меры необходимы для понимания направления развития дошкольных организаций и создания эффективной системы мониторинга качества. В 2017 году государственная политика раннего детского развития была проанализирована ОЭСР и ЮНИСЕФ, которые также предложили свои рекомендации. Основные рекомендации включали:

а) повышение уровня квалификации и знаний сотрудников ведомств, разрабатывающих государственную политику в данной сфере, а также приведение политики в соответствие с международными научными данными;

б) определение страновых критериев и стандартов качества для дошкольных организаций;

в) разработку национальной системы мониторинга и рамки качества;

г) определение стандартов для физического окружения ребенка в дошкольных организациях (физические индикаторы, такие как центры активностей, необходимая мебель, игрушки и книги) и соотношения количества детей на одного педагога.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь