Режим чрезвычайной ситуации в экономике – это ящик Пандоры с необратимыми последствиями

0
56

 Режим чрезвычайной ситуации в экономике – это ящик Пандоры с необратимыми последствиями

Введение «ручного режима» управления противоречит не только правовым нормам, но и здравому смыслу

Законопроект, предложенный вице-премьер-министром, министром финансов и экономики Акылбеком Жапаровым, не выдерживает никакой критики. Антикоррупционный деловой совет, бизнес-омбудсмен и иные бизнес-ассоциации озвучили ряд негативных причин, которые может повлечь принятие вышеуказанного законопроекта. К основным таким причинам отнесены коррупционные риски, ухудшение положения предпринимателей. Иными словами, кабинет министров решил чрезмерно расширить свои полномочия.

Несмотря на то что все проекты законов должны пройти общественное обсуждение не менее 30 дней, предложенный законопроект без какого-либо обсуждения с бизнесом, иными общественными организациями был принят в трех чтениях Жогорку Кенешем. Также проигнорировали и требования по разработке анализа регулятивного воздействия к представленному законопроекту.

Сфера действия законопроекта охватывает практически все области жизнедеятельности общества и экономики: налоговую, таможенную, бюджетные правоотношения, недропользование, лицензионно-разрешительную систему, государственные закупки. И кабинет министров будет по своему усмотрению заниматься «управлением» в указанных отраслях, в том числе увеличением налоговых ставок, неналоговых платежей, таможенных сборов и другими так называемыми мерами по улучшению экономики. Все эти «меры» будут приниматься в обход главного законодательного органа страны – Жогорку Кенеша.

Ящик Пандоры

Согласно законопроекту, существующее положение в республике уже позволяет ввести чрезвычайную ситуацию в экономике. Так, для ее введения достаточно наступления одного из следующих случаев: увеличение инфляции, превышение государственного долга по отношению к ВВП, ухудшение торгового оборота, ухудшение инвестиционного климата, ухудшение экономики в результате введенной чрезвычайной ситуации (например, в связи с пандемией коронавируса).

Для каждой из предусмотренных законопроектом ситуаций, позволяющих введение ЧС, предусмотрены соответствующие условия (например, ухудшение инвестиционного климата, рост оттока прямых иностранных инвестиций на 20 процентов в течение двух кварталов). А это значит, что, учитывая данные Нацстаткома, фиксирующего ухудшение ситуации с инвестициями и их оттоком в стране, все основания для «развязывания рук» кабинету министров уже имеются. Принятие данного законопроекта равносильно открытию ящика Пандоры.

Можно допустить, что для привлечения инвестиций будет принято решение о снижении налоговых ставок. К примеру, именно о таких шагах объявило руководство Узбекистана для обеспечения инвестиционной привлекательности республики. Но можно ли ожидать от кабмина снижения налоговой нагрузки на
бизнес либо предоставления иных льгот для бизнес-сектора в целях пополнения бюджета? Ведь стоит ли объяснять значение подхода, позволяющего стимулировать рост экономики посредством сокращения налогов и упрощения налоговых препон? Вот только на фоне оттока инвестиций, роста инфляции и цен на продукты питания, энергетического кризиса, «латания дыр в бюджете» вряд ли стоит ожидать каких- либо послаблений для бизнес-сектора. Вместе с тем эксперты не исключают, что какие-либо налоговые или иные льготы могут быть применены к отдельным лицам, закладывая тем самым коррупционные основы при принятии таких решений.

Нет ничего постоянного, чем временное

Помимо всего прочего, возникает и ряд других вопросов. На какой период будет введена чрезвычайная ситуация в экономике? Будет ли обеспечено требование о запрете обратной силы нормативных правовых актов, ухудшающих правовое и финансовое положение бизнес-сектора? В случае отмены чрезвычайного положения будут ли отменены «меры», принятые кабмином? Из этого следует, что данный законопроект, принятый Жогорку Кенешем в нарушение требований законодательства о рассмотрении нормативных правовых актов, вызывает больше вопросов и опасений, нежели дает надежду бизнес-сектору на обеспечение верховенства закона и преобладание здравого смысла. Остается надеяться, что президент в обеспечение своих указов о поддержке и привлечении инвестиций не даст хода подобным инициативам.

С текстом законопроекта вы можете ознакомиться по ссылкам:

О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики в сфере чрезвычайной ситуации в экономике

Справка-обоснование к проекту Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики в сфере чрезвычайной ситуации в экономике»