Сериал «Агай» — азбука мечтателя

0
80

 Сериал «Агай» — азбука мечтателя

Авторское мнение о сериале, снятом по истории знаменитого кыргызского учителя

С полной версией материала можно ознакомиться на сайте Internews.

Скорее всего, большинство кинолюбителей Кыргызстана уже успело ознакомиться с сериалом «Агай», вышедшем этой весной. История о неординарном учителе Гапыре Мадаминове, сумевшем вопреки всему создать одну из наиболее прогрессивных школ в стране, встречена с одобрением и почетом как со стороны критиков, так и со стороны зрителей.

Отличные просмотры на YouTube и горячая поддержка пользователей в комментариях и социальных сетях намекают на то, что у создателя произведения Руслана Акуна получилось задеть кыргызстанцев за живое. Однако у хороших произведений обычно бывает несколько слоев смыслов, не все из которых очевидны при первых просмотрах.

Попробуем же разобраться, чему учит «Агай» не только с точки зрения образования, но с позиций формирования активного гражданского общества.

Когда-то было принято считать советскую систему образования лучшей на планете. По этому поводу стоит сказать вот что: она представляла собой версию развития прусской образовательной системы, созданной еще в XVIII веке для вполне конкретных целей. А именно обустроить массовое производство будущих солдат и усердных работяг. Обе эти категории граждан, помимо базовых знаний, должны были в результате обязательной школьной учебы стать послушными и лояльными частичками общества. От них не требовалось чудес гибкости и креативности.

Подобная система обучения была актуальна в доиндустриальную эпоху, частично в XX веке. Однако с крахом колониальных держав и глобализацией мировой экономики пришло время постмодерна, вместе с этим изменилось практически все. В том числе требования к молодым специалистам и, соответственно, к образовательным системам. Будучи учителем истории, главный герой сериала прекрасно себе отдавал во всем этом отчет. Потому и не смог сидеть сложа руки в то время, как его начальство и коллеги на пороге третьего тысячелетия продолжали обучать кыргызстанскую молодежь в духе давно минувших веков.

История учителя Гапыра Мадаминова, показанная в сериале «Агай», не в первую очередь рассказывает про образование. Нельзя не отметить важность качественного школьного обучения для развития страны. Однако в произведении гимназия, по моему мнению, является фоном, вокруг которого главный герой совершает чудеса превозмогания темных сторон человеческой натуры. Его главная заслуга кроется не в создании уникальных методик преподавания, но в обустройстве горизонтальной кооперации, развитии местного сообщества на основе гуманистической и инклюзивной философии.

Это особенно ценно в условиях, когда власти максимально отстранены от своих непосредственных задач. И лучшее, что можно сделать для своих налогоплательщиков, – не вмешиваться в частные инициативы. В целом по мере просмотра сериала у меня создалось впечатление, что государство в описанной эпохе является необходимым злом, которое в основном занято перераспределением собственности и выдачей всевозможных разрешений.

В условиях такой отстраненности властей чуда стоит ожидать только от инициатив «снизу», со стороны гражданского общества. Развитое гражданское общество – это не только политическая осознанность, регулярное участие в выборах и нерегулярный выход на улицы, когда честность результатов выборов находится под очень большим вопросом. Исток функционирования гражданского общества – это проявление солидарности и создание добровольных горизонтальных связей.

«Агай» наглядно демонстрирует значимость даже малых, на первый взгляд, дел для осуществления мечты человека. К примеру, узнав о намерении построить школу, водитель автобуса соглашается довезти главного героя в Бишкек за символическую плату яблоками. А работница столовой, заметив, что Гапыр не может оплатить себе полноценный обед, решает угостить его за счет заведения.

Начало жизни экспериментальной гимназии становится возможным благодаря организаторскому вкладу будущего директора и помощи завхоза. Реклама в местной газете становится возможной и успешной благодаря доброму поступку молодой сотрудницы редакции, бывшей ученицы главного героя. И так мало-помалу набирает обороты жизнь школы — события в маленьком селе Баткенской области.

При просмотре сериала я всякий раз ловил себя на мысли о том, что ценности и принципы Гапыра Мадаминова мне хорошо знакомы.

Директор экспериментальной гимназии № 3 с самого начала повествования придерживается идеи создания новой и более свободной системы образования. Он подчеркивает, что государство навязывает учителям излишнюю бюрократию, которая отвлекает силы и внимание сотрудников школ от их непосредственной миссии.

Главный герой сериала не боится творчески распоряжаться государственной недвижимостью и бюджетами, приходит в ярость, когда местная чиновница принуждает провести в его школе ремонт за собственные средства, несмотря на задолженность по коммунальным платежам и заработной плате учителям.

При этом в рамках обучения, в том числе и вечерних занятий для родителей гимназистов, учитель часто обращается к темам гуманизма и неагрессии. С этим связан, кстати, один очень трогательный эпизод сериала. На одном из уроков для родителей главный герой предложил женщине, у которой выпивал муж, не ссориться с ним, а проявить беспредельную ласку и понимание. Обязательно посмотрите и ознакомьтесь с этим моментом, результат впечатлит даже зрителей, привычных к преображению персонажей.

Мне неизвестно, отдавал ли себе Гапыр отчет в том, что его стратегия поведения и философия во многом созвучны идеям либертарианства, ведь, как политико-правовое движение, оно продвигает именно идеи суверенности личной свободы человека и минимального вмешательства государства в жизнь граждан. Для либертарианства крайне характерны добровольная кооперация, выстраивание эффективных горизонтальных связей, равно как и неприятие агрессии. Вполне возможно, что такое созвучие принципов Агая, безусловно, национального героя Кыргызстана, и одной из наиболее прогрессивных идеологий современности – нечто большее, чем простое совпадение.

Оказывается, все, что нужно для начала, – это один идейный человек, пассионарий и профессионал своего дела, десяток последователей, которые искренне ему верят, а также минимум препятствий со стороны номенклатуры.

Естественно, на пути развития сообщества будут возникать препятствия не только со стороны государства. К примеру, в сериале один из самых напряженных моментов – эпизод, во время которого ученики повально перестают приходить на занятия. Причина проста – детям пришлось помогать родителям в хозяйстве. Примечательно, что даже в наши дни эта проблема все еще актуальна для некоторых регионов Кыргызстана.

Это пример систематической проблемы с участием человеческого фактора, без них не обходится ни одна инициатива, в которой участвуют люди, будь то внедрение раздельного сбора отходов в многоквартирном доме или организованный сбор денег на проведение праздника.

Рецепт, предложенный Гапыром Маматкуловичем, требует определенной смекалки и осведомленности о членах местного сообщества. Агай смог найти подход к каждой семье, в которой возникла проблема с посещаемостью. К одним родителям он приходит с муниципальным начальником, к другим — со священнослужителем, к кому-то с участковым. В итоге родители школьников пришли к правильному пониманию образовательного процесса, в значении инициативы главного героя сериала для будущего их чад.

Индивидуальный подход учителя – это тот самый «секретный ингредиент», который отличает «Агая» от многих других сериалов об истории успеха. Дело в том, что эта отличительная черта души протагониста позволила разношерстной команде людей, в той или иной степени «лишних» или неудобных для общества, объединиться и значительно улучшить качество своей жизни.

Я искренне считаю, что сериал «Агай» необходимо смотреть всем гражданам. Всем, кто любит свою страну и мечтает преобразить ее к лучшему, кто не привык винить власти и обстоятельства в том, что, дескать, шансов нет, не доросли. Именно для таких зрителей, кому знакомо душевное состояние жгучей тяги к любимой деятельности, данное произведение является руководством к погоне за мечтой. Главное — не забывать о том, насколько умеет преображаться даже самый, казалось бы, безнадежный человек, когда попадает в среду, где окружающие готовы видеть в нем самое лучшее.

Видьте и смотрите хорошее.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь