Строительство дороги север — юг. Как проект сдвинули с мертвой точки

0
188

Строительство дороги север — юг. Как проект сдвинули с мертвой точки

  • Строительство дороги север — юг. Как проект сдвинули с мертвой точки

  • По словам специалистов, для выравнивания макушки перевала нужно снять около 90 тысяч кубометров земли. По стандартам подъем здесь не должен превышать шести градусов. В противном случае в зимнее время с эксплуатацией автодороги могут возникнуть сложности.

    «Мы планируем завершить земельные работы до осени. Проработаем систему отвода воды, чтобы зимой дорогу не размывало. В будущем здесь также появится парковка для грузовых машин и эстакада для их обслуживания. Будет предусмотрена вся необходимая инфраструктура», — сказал заместитель руководителя проекта соединительной дороги Мирислан Жекшеев.

    240 тонн асфальта в час

    Далее мы посетили асфальтобетонный завод, построенный рядом с карьером для обеспечения стройки необходимым сырьем. Напомним, что изначально над этим участком трассы должна была работать итальянская Todini Costruzioni Generali Company. Она выиграла тендер еще в 2018 году. Однако за три года ничего так и не сделала. 1 декабря 2020 года правительство расторгло договор. 23 сентября прошлого года был заключен контракт с китайской компанией China Railway № 5.

    Строительство дороги север — юг. Как проект сдвинули с мертвой точки

  • Строительство дороги север — юг. Как проект сдвинули с мертвой точки

  • Долговечность автодороги напрямую зависит от качества асфальтового покрытия. Прежде чем приступить к укладке полотна, инженеры провели тестовые испытания.

    «Сначала в лаборатории подобрали нужный состав с учетом местности и климатических особенностей. Затем уложили пробные сто метров дороги. Контроль качества асфальтирования проверили. Полученные результаты также изучались в лаборатории», — поясняет Мирислан Жекшеев.

    В час завод в среднем выпускает 240 тонн смеси. В пересчете — это четыре самосвала, с помощью которых можно заасфальтировать около 140 метров дороги. Все сырье местное, кроме битума — его привозят из России.

    Жилой лагерь

    В строительстве участвуют около 200 человек, из которых 25 — иностранные специалисты. Для рабочих построен жилой лагерь. Здесь же располагается парковка спецтехники. По местным меркам бытовые условия довольно неплохие: горячая вода, душ, столовая, туалеты, спальни.

    После завершения проекта жилой лагерь сносить не будут. Его вместе со всем бытовым оборудованием передадут местному айыл окмоту. Можно будет отрыть что угодно — от туристической гостиницы до перевалочного пункта для дальнобойщиков.

    Первые 500 метров дороги

    Первый километр автодороги отрезка Эпкин и Баш-Кууганды асфальтируют без фанфар. Никакого пафоса, излишней торжественности и разрезания красных лент. Асфальтоукладчик растягивает по долине долгожданную черную ленту.

    • Строительство дороги север — юг. Как проект сдвинули с мертвой точки

    • Строительство дороги север — юг. Как проект сдвинули с мертвой точки

    «Сама проезжая часть составляет 9 метров плюс три метра обочина с каждой стороны. От бровки до бровки ширина будущей трассы — 15 метров. Высота нижнего слоя покрытия — девять сантиметров, верхнего — шесть. Чтобы не нарушать технологию, в час асфальтоукладчик должен в среднем проходить около 6 метров. За один рабочий день при желании можно заасфальтировать от 1,5 до 2 километров. Это показатели, к которым мы будем стремиться», — комментирует Мирислан Жекшеев.

    История на обочине

    Ведется и научная работа. При проектировании трассы были выявлены 44 объекта историко-культурного наследия. Была привлечена группа археологов Кыргызско-Турецкого университета «Манас» и Кыргызского национального исторического музея под руководством профессора Кубатбека Табалдиева.

    С начала июня группой археологов начаты спасательные археологические раскопки древних курганов. На могильнике Кырк-Кыз вблизи перевала Кызарт в Кочкорской долине было вскрыто интересное древнее погребение.

    Строительство дороги север — юг. Как проект сдвинули с мертвой точки

    Фото 24.kg. Раскопки древних захоронений

    «Погребение было совершено в центре каменного кольца в специальном каменном ящике, перекрытом огромной плитой. Несмотря на то что оно оказалось потревоженным, в нем было обнаружено две золотые серьги в виде больших колец из проволоки, один конец которых украшен конусами из спирали и каменными бусинами, и прясло из рога. Судя по этим находкам, здесь была захоронена женщина. Аналогичные серьги ранее находили, например, в сакских курганах Казахстана. На основании этих аналогий, а также конструкции курганов, погребение из Кырк-Кыза должно быть отнесено к VII-IV векам до нашей эры», — рассказали специалисты.

    Строительство дороги север — юг. Как проект сдвинули с мертвой точки

    Фото 24.kg. Раскопки древних захоронений

    Работы по изучению захоронений продолжаются и сегодня. По словам специалистов, если археологи сделают заключение о невозможности расширения дороги либо и вовсе — ее строительства в этом районе, в проект будут вноситься изменения.

    Строительство дороги север — юг. Как проект сдвинули с мертвой точки

    Фото 24.kg. Укладка асфальта

    В этом году планируется уложить 25 километров дорожного покрытия. Оставшуюся часть автотрассы завершат в следующем. Первые три года дорога будет эксплуатироваться в тестовом режиме. После подрядчик передаст ее Министерству транспорта.

    Для жителей Кочкорского и Джумгальского районов восстановление дороги, которую не ремонтировали с советских времен, станет толчком к развитию. При увеличении автотрафика появится и обеспечивающая его инфраструктура — заправки, магазины, станции техобслуживания и прочее. Трасса север — юг расширит возможности и для местного туризма.