Талибов не надо, есть свои экстремисты: Как работают радикалы в Казахстане

0
120

Талибов не надо, есть свои экстремисты: Как работают радикалы в Казахстане

На фоне передачи власти талибам* в Афганистане (Талибан – запрещен.организация) в страны Центральной Азии могут пойти потоки беженцев. Пока о каких-то масштабах процесса говорить рано, но ясно, что попадут на территорию центральноазиатских государств не только «мирные жители». Эксперты еще с начала обострения ситуации в Афганистане объясняли, что главная опасность сегодняшних реалий в странах Центральной Азии – возможная радикализация внутренних экстремистов, а не условное «вторжение талибов». Насколько взрывоопасно радикальное подполье в Казахстане и кто его потенциальные жертвы – мнением делится теолог Расим Челидзе в заключительной части большого интервью для Ia-centr.ru.– Где и как в Казахстане может происходить вербовка рекрутов в «воины ислама»?

Источник: Талибов не надо, есть свои экстремисты: Как работают радикалы в Казахстане

– Если раньше люди попадали «на крючок» экстремистских и террористических организаций на улице, сейчас очень быстро развивается рекрутирование в виртуальном пространстве. Вербовка происходит в социальных сетях, тем более, сегодня люди в связи с пандемией, чаще всего находятся в режиме «онлайн».

Поскольку социальные сети могут быть взломаны, продолжение общения уже завербованного рекрута происходит уже на других виртуальных платформах, это могут быть виртуальные игры, имеющие внутри комнаты для чатов; или же в поле зрения спецслужб не попавшие чат-мессенджеры. С развитием технологий и интернета, отправки друг другу скрытых сообщений – возможности безграничны.

Печально, но одним из самых распространенных средств вербовки может быть благотворительность, которая психологически обязывает оказавшегося в тяжелой жизненной ситуации человека быть пожизненно морально благодарным тому, кто оказывает помощь.

Также средствами вербовки могут быть романтические знакомства и общение в социальных сетях; мнимая поддержка в дискуссии под постом в комментариях, переросшая потом в близкое дружественное знакомство и т.д.

– Можно ли составить портрет вербовщика?

– Психологические портреты составляются разные, но можно сказать следующее: эти люди интеллектуально развиты, харизматичны, на сложные вопросы находят простые ответы, могут материально поддержать человека, впоследствии, морально обязав перед собой.

– Кто те уязвимые люди, которые становятся мишенью для пропаганды?

– Чаще всего в группу риска вербовки попадают люди, которые оказались в трудной ситуации, потеряли близкого человека и т.п. То есть, те, у которых по определенным причинам в судьбе образовалась жизненная пустота, требующая заполнения.

– Люди из какой среды сегодня в большей мере охвачены вербовкой (бизнесмены, политики, силовики, малоимущие, клерки)?

– Если раньше экстремистские организации были озабочены количеством адептов, сейчас для них немаловажной задачей является пополнение рядов качественным составом.

Ярким примером для этого послужил ИГИЛ*, когда в первые годы своего возникновения радикалы начали массированную акцию в сетях с качественным содержанием. Кто работал над контентом, над подачей и распространением? Несомненно, это продвинутые IT специалисты, технологи, дизайнеры. В рядах организации состояли профильные специалисты различных сфер науки, медицины и военного дела. Это только небольшой пример той организации, которая показала свой интеллектуальный и военный потенциал всему миру, и в течение 5-6 лет своего существования создало государство со своей валютой и экономикой. Однозначно, сегодня любая подобная организация заинтересована, чтобы ее ряды пополнились лицами из власти, политики или силовых структур.

– Какие религиозные экстремистские организации, движения, течения можно назвать активными на территории Казахстана, стран Центральной Азии и КНР?

– В связи с запретом распространенных таких экстремистских организаций в стране, как «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» *, «Таблиги Джамаат»*, движение Исматуллы в лице организации «Сеним.Билим.Омир»* и др., адепты движений вовсе отошли от прежних убеждений; другие ушли в подполье до благоприятного для них наступления времени; остальные трансформировались в другие религиозные общины, в частности, такое можно наблюдать среди неосуфийских общин. Следует отметить, религиозная плоскость жизни любого общества редко пустует, с уходом одних всегда приходят другие.

– Насколько сильны сейчас суфийские ячейки, о которых несколько лет назад писали в СМИ?

– В странах тюркского мира суфийские организации всегда имели определенное историческое влияние на процессы становления общества, культуру и быт. Казахстан не исключение. Тем более, когда посредством лояльности учения суфизма к прошлому, до наших дней дошли обычаи прошлых доисламских верований.

В принципе распространение ислама среди кочевого степного народа происходило именно благодаря суфизму, суфизм в Казахстане процветает. Соответственно, появляются неосуфийские братства, в частности на юге страны.

Последние десять лет, когда мир усиленно вел борьбу с глобальным салафитским экстремизмом и терроризмом, суфистские ордена в мире потихоньку начали «процветать», поскольку в глазах власть имущих являлись некой альтернативой салафизму. Однако суфизм бывает разный. Первое – это профессиональный суфизм, который представляет собой, строгое следование всем разработанным правилам и нормам суфийского ордена, духовная привязанность к учителю, беспрекословное подчинение старшему по иерархии, строгое выполнение всех указаний, вплоть до соблюдения, разработанного в ордене, внешнего вида последователя и др.

Второе – любительский или бытовой суфизм, не имеющий ничего общего с профессиональным суфизмом. Любительский суфизм представляет собой духовное самосовершенствование и саморазвитие отдельного человека, исключает обязательство следования и привязанности определенному учителю или учению. В любительском суфизме человек больше нацелен на собственное исправление и совершенствование, а не исправление всего общества. Не мечтает о власти, деньгах или экспансии.

Следовательно, риски пропаганды радикальных идей и стремление к власти благодаря вовлечению огромного количества последователей, вполне в состоянии исходить от первой упомянутой категории суфизма. Поскольку под подобными организациями существуют огромные «финансовые плиты».