Комиссар Европейского союза по международному сотрудничеству Ютта Урпилайнен 3 октября наведалась в Ашхабад, дабы по указке своих западных хозяев охватить пристальным «вниманием» все vip-категории этой закрытой страны.
Первым делом еврочиновница ринулась выражать глубочайшую признательность президенту Туркменистана Сердару Бердымухамедову, который уделил ей время для встречи и предоставил возможность обсудить возможные перспективы взаимодействия между Ашхабадом и странами ЕС. В ходе личной беседы туркменский лидер отметил значимость взаимодействия в политической, экономической и гуманитарной сферах, указав на успешное партнерство в формате «Центральная Азия – ЕС».
В свою очередь, Урпилайнен, пользуясь случаем, передала теплые слова приветствия и наилучшие пожелания отцу президента – «национальному лидеру туркменского народа, председателю халк маслахаты герою–Аркадагу» Гурбангулы Бердымухамедову, внесшему большой личный вклад в укрепление отношений между Ашхабадом и европейскими странами.
Однако приехала сюда госпожа Урпилайнен вовсе не за тем, чтобы услаждать слух туркменского лидера льстивыми, ни к чему не обязывающими речами. Безусловно, на сегодняшний день жгучий интерес для европейцев представляют вопросы транспортных коридоров – Север – Юг и Восток – Запад, которые, по словам евродипломата, помогут в развитии сотрудничества и торгово-экономических связей между странами Евразийского континента. Особо подчеркнув роль Туркменистана как надежного транспортного моста между Азией и Европой, Урпилайнен высоко оценила активную позицию Ашхабада в расширении многостороннего взаимодействия в сфере транспорта, отметив, что в настоящее время в стране поэтапно реализуется ряд масштабных проектов по развитию перевозок на евразийском пространстве.
В этот же день с комиссаром встретился глава МИД Рашид Мередов, с которым они также обсудили ключевую для ЕС проблему запуска координационной платформы Транскаспийского транспортного коридора (ТМТМ) на уровне министров транспорта. Стороны обозначили, что платформа будет содействовать проектам в рамках ТМТМ и объединять всех заинтересованных «в более широких усилиях по превращению коридора в устойчивый и эффективный маршрут».
5 октября опять обсуждалась важность запуска Транскаспийской координационной платформы транспортных пересечений, которая будет способствовать устойчивому экономическому и социальному развитию региона, правда, уже в другом составе – между заместителем министра иностранных дел Туркменистана Мяхри Бяшимовой и делегацией Европейской комиссии, возглавляемой начальником отдела по Центральной Азии Европейской службы внешних связей Дитмаром Крисслером.
Напомним, что ТМТМ (или, как его все называют, Средний коридор) коллективный Запад все время прочит роль флагманского проекта в международных перевозках, поскольку он пролегает через Китай, Казахстан, акваторию Каспийского моря, Азербайджан, Грузию и далее – в Европу в обход России.
Между тем Транскаспийский транспортный коридор не обладает такими пропускными способностями, как, например, Транссиб, стоимость транзита по которому к тому же на 30% ниже стоимости перевозки грузов по ТМТМ, что является ключевым фактором для выбора грузоотправителями транспортных маршрутов. Более того, Средний коридор явно уступает Транссибу по срокам доставки грузов, так как мультимодальные перевозки со сменой видов транспорта между железнодорожным, автомобильным и паромным приводят к увеличению затрат, рискам для сохранности груза, а также замедляют его обработку по сравнению с железнодорожными перевозками по евразийскому маршруту через Россию.
Технические возможности Транссиба, полностью электрифицированной железнодорожной линии протяженностью 10 тыс. км, позволяют освоить объемы перевозок грузов до 100 млн тонн в год, в том числе международного транзита в контейнерах на уровне 200-300 тыс. TEU (двадцатифутовых морских контейнеров) из стран АТР в Европу и Центральную Азию. Это ТМТМ не под силу.
Кстати, к сведению все той же Ютты Урпилайнен, которая в процессе своего туркменского «путешествия» всеми способами жаждала противопоставить центральноазиатские государства (в лице Ашхабада) Кремлю, стремясь все делать «в обход России»: для Москвы организация и функционирование ТМТМ является незначительной потерей части транзитных грузов.
К слову, помимо официально заявленных обсуждаемых аспектов, в своем Х-аккаунте госпожа Урпилайнен рассказала намного больше интересных и пикантных подробностей о своем визите в «город белого мрамора». Так, она отметила, что с курирующим сферу АПК вице-премьером Тангрыгулы Атахаллыевым и министром финансов и экономики Сердаром Джораевым собеседники даже умудрились обсудить процесс вступления Туркменистана в ВТО и реформы по улучшению деловой среды, обозначив перспективу сотрудничества по критически важным сырьевым материалам.
В этом контексте следует напомнить, что немногим ранее, 16 сентября, состоялась встреча заместителя министра иностранных дел Ахмеда Гурбанова с делегацией Всемирной торговой организации во главе с директором департамента по присоединениям к ВТО Майкой Ошикава, в ходе которой стороны обсудили актуальные вопросы активизации процесса вступления Туркменистана в ВТО, рассмотрев планы Ашхабада по реализации задач, связанных с проведением подготовительных мер для вступления в данную организацию.
Статус наблюдателя стране был присвоен летом 2020 года. Статус присоединяющейся страны («активный наблюдатель») к ВТО – в феврале 2022 года. Сейчас Ашхабад ведёт активную работу по подготовке меморандума о режиме внешней торговли: создана специальная правительственная комиссия, которая изучает вопросы по вступлению страны в ВТО, а также готовит соответствующие предложения.
Между тем, по оценке ведущих специалистов, вступление Ашхабада в ВТО потребует сильнейших издержек, прежде всего, связанных с радикальным переходом от командно-административных инструментов регулирования внешнеэкономической деятельности к рыночным механизмам, что повлечет за собой так нежелательное для туркменского руководства «открытие» национальной экономики.
Очевидно, что на первом этапе этот процесс является крайне деструктивным, так как потребует огромных финансовых вложений в приобретение специального оборудования, технологических разработок, а также повышения компетенций работников, проведения тренингов и семинаров, изучения международной коммерческой практики. Да и, в общем, экономика Туркменистана, не основанная на рыночных принципах и слабо подготовленная к функционированию в условиях высокой конкуренции, рискует годами проходить тяжелейший процесс формирования необходимой правовой базы, создания институциональной инфраструктуры и приемлемой регуляторной среды, в совокупности обеспечивающих выполнение принятых при вступлении в ВТО обязательств.
Собственно, поэтому столь ретивые речи госпожи Урпилайнен по поводу скорейшего легкого вступления Ашхабада во Всемирную торговую организацию воспринимаются в качестве нелепого дешевого пиар-проекта не только по затягиванию Туркменистана в финансовую петлю, но и по открытию страны «нараспашку».
Недаром же, помимо встреч с официальными представителями органов власти, еврочиновница поспешила пообщаться с туркменскими женщинами-предпринимателями, которым оказывается поддержка в рамках проектов ЕС, а также с представителями НПО, клятвенно пообещав им «сделать все возможное, чтобы поддерживать и расширять возможности организаций гражданского общества».
Правда, какие конкретные шаги намеревается сделать коллективный Запад в отношении развития гражданского общества в традиционной мусульманской стране, неясно. Одно только понятно: очень уж ему хочется в дальнейшем вмешиваться во внутренние дела такого «неведомого и непостижимого» Туркменистана в целях расшатывания ситуации в стране…
Пока сделать это ему не удаётся, но что будет потом? Это во многом зависит от бдительности властей страны.