Транспортные коридоры Центральной Азии — новые возможности для бизнеса

0
111

Транспортные коридоры Центральной Азии — новые возможности для бизнеса

На недавнем заседании транспортного бизнес-диалога стран СНГ эксперты обсудили перспективы развития двух ключевых транспортных коридоров в Центральной Азии. Об этом информирует ИА «Sputnik» Узбекистан.

Речь идет о мультимодальном маршруте «Кабульский коридор» (Узбекистан — Афганистан — Пакистан) и о коридоре «Китай – Кыргызстан – Узбекистан». Эти проекты тесно увязаны с международным транспортным коридором «Север-Юг».

В настоящее время оба коридора работают в смешанном автодорожно-железнодорожном формате. Однако после завершения строительства железнодорожных линий грузооборот между странами-участницами может значительно вырасти.

Главными факторами роста станут сокращение сроков и стоимости доставки грузов. Это откроет новые возможности для бизнеса в России, Китае, странах Центральной Азии, Южной и Юго-Восточной Азии.

Помимо этого, возрастут и объёмы грузовой номенклатуры, так как товарные поезда позволяют перевозить гораздо больший объем товаров, по сравнению с другими видами наземного транспорта.

В частности, новые маршруты позволят наладить прямое сообщение Кыргызстана и Узбекистана со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Как отметила эксперт Института макроэкономических и региональных исследований при Кабмине РУз Дилдора Ибрагимова: «правительством Республики Узбекистан поставлена цель по дальнейшему повышению экспортного потенциала и доведению объемов экспорта республики к 2026 году до $30 млрд, а к 2030 году – до $45 млрд».

Это станет основой для экономического роста в обеих странах. Кроме того, новые коридоры дадут импульс развитию транзитного потенциала Центральной Азии и интеграции Афганистана в региональные транспортные сети.

Москва очень заинтересована в реализации этих проектов. Они откроют для российских компаний дополнительные точки экспорта-импорта на южном направлении.

Например, значительная часть поставок нефти и нефтепродуктов в Пакистан может перейти на маршрут «Кабульского коридора».

«Если брать условный рейтинг интересов Москвы, то, как мне кажется, «Кабульский коридор» рассматривают в более широкой перспективе мультимодального маршрута Беларусь — Россия — Казахстан — Узбекистан — Афганистан — Пакистан.

Его понимают в Москве как сегмент международного транспортного коридора Север-Юг, хотя не всегда так называют напрямую», — рассказал научный эксперт Каспийского института стратегических исследований (КИСИ) Александр Караваев.

Развитие кабульского направление даст импульс развитию электрических сетей в Афганистане. Будет построена ЛЭП «Сурхан — Пули-Хумри», которая позволит увеличить поставки электроэнергии из Узбекистана в Афганистан на 70%, до 6 млрд кВт/ч в год.

В свою очередь, Пакистан готов нарастить экспорт различных товаров в Российскую Федерацию по новому сухопутному маршруту. Это особенно актуально в условиях санкций и ограничений на морскую логистику.

Реализация проекта «Китай — Кыргызстан — Узбекистан»
18 мая в Сиане (Китай), был подписан трехсторонний документ между Китайской Народной Республикой, Кыргызской Республикой и Республикой Узбекистан.

Железнодорожная магистраль Китай — Кыргызстан — Узбекистан соединит железные дороги трех стран и далее страны Персидского залива, Турецкую Республику с европейской сетью железных дорог.

Транспортный коридор будет начинаться на Торугартском перевале в Кыргызской Республике, где уже существует железнодорожная ветка, идущая из Китая, и пройдет на север, через поселения Арпа и Макмал до Джалал-Абада, где соединится с железнодорожной сетью Узбекистана.

Её протяженность составит около 454 км, из которых 280 км пройдут по территории Кыргызстана.

Проект включает 18 станций, 81 крупный и средний мост протяженностью 26,1 км, а также 41 тоннель общей протяженностью 120,39 км. Общая длина мостов и тоннелей составляет 146,49 км, что составляет 47,0% всей длины линии.

По предварительным прогнозам, проект позволит сократить путь из Восточной Азии в страны Ближнего Востока и Южной Европы на примерно 900 км, а сроки уменьшатся на 7-8 суток. При этом объем грузоперевозок может составить 12 — 15 млн тонн в год.

Общий объем финансирования будет на уровне $3-5 млрд.

14 июня по транспортному коридору «Китай — Кыргызстан — Узбекистан» было запущено движение грузовых поездов.

Первый блочный поезд из 30 контейнеров отправился 9 июня с Ланьчжоу в Ташкент. Его стоимость составила $2,5 млн.

Проект «Кабульский коридор» — повышение транзитного потенциала ЦА

Инициатива по строительству железнодорожного маршрута «Термез — Найбабад — Логар — Харлачи», которая предусматривает прямое соединение с морскими портами Пакистана «Карачи» и «Касем», представляет собой значительный шаг в интеграции Евразийской и Южноазиатской железнодорожных сетей через Афганистан.

Данный проект не только усилит транзитные возможности Центральной Азии, стимулируя потоки грузоперевозок, но и возродит стратегическую роль региона как ключевого узла на Великом Шелковом пути, предлагая самый короткий сухопутный путь между регионами Евразии.

По оценке международной аудит-консалтинговой корпорации «Ernst & Young», реализация данного проекта позволит сократить сроки и стоимость транспортировки грузов на 30-40%. Расчетные объемы перевозок уже в первые годы эксплуатации могут вырасти до 3 млн тонн, а к 2030 году – до более чем 20 млн тонн в год.

Проект позволит без дополнительных расходов обеспечить скорейшую транспортировку грузов по новому транспортному коридору, соединить крупнейшие рынки, создать уникальные возможности для Афганистана

В феврале текущего года в Ташкенте во время встречи представителей Афганистана, Узбекистана, Пакистана и Катара были рассмотрены различные аспекты развития «Кабульского коридора», в том числе вопросы финансирования, строительства и технические моменты проекта.

Катарские железные дороги также выразили готовность к участию и вложению средств в проект, а ранее интерес к участию проявили Объединенные Арабские Эмираты.

В конце февраля Ташкент посетила российская делегация под руководством министра промышленности и торговли Дениса Мантурова, включая Главного исполнительного директора ОАО «РЖД» Олега Белозёрова и других членов, где «Кабульский коридор» стал одной из ключевых тем обсуждения.

Реализация данных инфраструктурных проектов потребует значительных инвестиций. Однако в долгосрочной перспективе это принесет существенные экономические выгоды всем участникам, создав единую транспортную систему на пространстве от Тихого океана до Центральной Азии.

Таким образом ускоренное развитие новых транспортных коридоров отвечает интересам бизнеса в регионе, а выгоды от них получат такие страны как:  Китай, Индия, Пакистан, Афганистан, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Россия и Беларусь.