Все лето бишкекчане вынуждены были проводить много времени в пробках из-за ремонта дорог. С началом учебного года они не исчезли, наоборот, поездки в общественном транспорте стали еще менее комфортными из-за переполненных салонов автобусов. На этом фоне столичный горкенеш узаконил передачу Ошу 100 троллейбусов со всей инфраструктурой.
Троллейбусам в столице не место
Мэр Бишкека Айбек Джунушалиев считает, что город достаточно обеспечен общественным транспортом. На сессии БГК, где депутаты одобрили передачу троллейбусов, он напомнил, что при поддержке главы государства куплена 1 тысяча автобусов, а троллейбусы мэрия не продает, а передает в регионы, чтобы все одинаково развивались. Кроме того, работа проводится в рамках политики создания «Открытого неба».
Автобусы позволяют формировать новые маршруты. Территория столицы увеличилась в три раза. Вот здесь сидят депутаты, каждый сейчас готов озвучить проблему, что не доезжают автобусы.
Айбек Джунушалиев
«Мы оставим троллейбусы, а они туда доедут? Мы должны закупать еще больше автобусов, электробусов, чтобы они доезжали до новых территорий. Мы эту работу продолжим и просим поддержать в данном вопросе», — отметил он.
Градоначальник не озвучил, сколько потребуется средств на приобретение новой техники. Это сделал за него депутат Жогорку Кенеша Дастан Бекешев, предложивший на заседании парламента заложить в республиканский бюджет следующего года 1 миллиард сомов на покупку автобусов. Кстати, такую же сумму потратили в прошлый раз на 1 тысячу единиц.
Айбек Джунушалиев, его замы и другие сотрудники мэрии неоднократно говорили, что троллейбусы на улицах города заменят электробусы. В лучшем случае это произойдет только в 2025-м, когда прибудет 120 единиц, закупленных за счет АБР.
Где логика?
Пока же вместо «рогатых» на их линии пускают обычные автобусы.
Хотя логичнее было направить технику в те районы, где нет троллейбусных линий, а маршруты троллейбусов пересмотреть.
В муниципалитете ранее заявляли о запуске кольцевых автобусных маршрутов по основным улицам, на которые бы могли пересаживаться жители районов, отдаленных от центра. Эту роль бы могли прекрасно выполнять троллейбусы.
Например, можно было бы связать микрорайон «Асанбай» с рынком «Дордой». В этом случае троллейбус совершал бы всего два поворота — с Южной магистрали на улицу Байтика Баатыра и с улицы Аул на Елебесова.
Кстати, жители последней регулярно жалуются на работу общественного транспорта. После того как изменили схемы движения маршруток, жителям стало сложно добираться до центра. Проходящий транспорт, как правило, идет битком.
«После начала учебного года стало очевидно, что транспорта в Бишкеке катастрофически не хватает. 2 сентября ехали от БЧК до проспекта Жибек Жолу 25 минут. Сегодня в автобусе № 4 была давка. Проходы узкие, выйти на своей остановке невозможно. И так мы теперь будем ездить всегда? Улица Абдрахманова/Елебесова не какая-то второстепенная, а центральная улица! Пробки от Жибек Жолу с одной стороны до БЧК, с другой — до цирка. График срывается, люди опаздывают, падают в обморок. Трех маршрутов по Елебесова не хватает. При этом по улице Тоголока Молдо ходит семь маршрутов. Очень не хватает троллейбусов!» — написал читатель.
Жалуются и жители других районов.
Одна пассажирка написала о том, как пыталась уехать с пересечения улиц Толстого и Тимура Фрунзе. Она акцентировала внимание на том, что дело было не в час пик — в 14.10.
«Через 20 минут приехал автобус № 227, под завязку забитый пассажирами. Еще через 12 минут — троллейбус № 8. За это же время в обратную сторону проехало четыре троллейбуса. Какой у нас интервал движения? Как при таком количестве транспорта можно хоть куда-нибудь добраться? Ходить пешком или ездить на такси?» — возмущается читательница.
Недовольны и жители села Достук. Раньше конечная автобуса № 7 была в их населенном пункте, но маршрут продлили до села Степного. Теперь мало того, что автобус приходит полным, чтобы сесть в него, пассажирам приходится переходить дорогу, ведущую в аэропорт. Ни зебры, ни светофора там нет.
Растянуто во времени
В полной мере оценили пассажиры общественного транспорта еще одну инициативу мэрии, направленную на снижение пробок, — сдвиг начала занятий в школах и вузах. В части учебных заведений уроки теперь начинаются в 7.30, а у студентов — в 10.00.
И если раньше почти вся учеба и работа в городе начинались в 8.00-9.00, то при желании и возможности можно было переждать и уехать в более пустом транспорте. Теперь ждать придется долго.
Не решила инициатива и проблему пробок. Утром родители везут детей, потом студенты едут на учебу, а там школьники заканчивают учебу и за ними вновь едут родители, в то время как другие, наоборот, везут детей к второй смене…
Инициативная группа горожан требует остановить отправку 100 троллейбусов в Ош. Они создавали петицию, обращались в муниципальные структуры, компетентные органы, проводили курултаи и старались пресечь демонтаж сетей. Несмотря на то что первые троллейбусы из Бишкека уже прибыли в южную столицу, активисты надеются, что еще можно изменить ситуацию. Они призвали жителей столицы обращаться с письмами в Жогорку Кенеш, мэрию и БГК, чтобы сохранить этот общественный транспорт.