Юбилейный год воздушного флота Киргизстана: проблемы, перспективы, надежды

0
115

Юбилейный год воздушного флота Киргизстана: проблемы, перспективы, надежды

В этом году отмечается юбилей гражданской авиации Киргизстана. Воздушному флоту республики исполняется 90 лет. Его история началась 7 октября 1933 года с постановления Совета народных комиссаров Киргизской АССР. В октябре 1933 года с Фрунзенского аэродрома взлетел маленький самолет У-2. Самолет совершил первый перелет через горные хребты Кунгей и Киргизский на высоте 3500 метров, тем самым определив возможность прохождения через перевалы и открытия новой трассы Фрунзе – Рыбачье – Пржевальск.

В 2023 году 50-летний юбилей также отпразднует Киргизский авиационный институт имени Ишембая Абдраимова. КАИ является единственным учебным заведением в стране, которое готовит кадры для гражданской авиации Киргизстана и ближнего зарубежья.

В преддверии празднования двух больших юбилеев редакция «Ритма Евразии» решила поговорить о реалиях гражданской авиации Киргизии, ее перспективах и проблемах с людьми, которые знают об этом не понаслышке.

Авиация – крылья международных связей и экономического потенциала

Каныбек Калмурзаев, председатель Республиканского комитета профсоюзов авиаработников КР:

– В советское время наше управление гражданской авиации было на высоте. К сожалению, с обретением независимости мы получили множество проблем в отрасли. Все 30 лет гражданская авиация не получала ни должного внимания, ни финансирования. С 90-х годов авиация подчинялась Минтрансу. Ведомство, в свою очередь, занималось лишь своими делами.

Конечно, за эти годы у нас образовались частные авиакомпании. Некоторые из них просуществовали недолго из-за того, что брали воздушные суда в лизинг и не смогли покрыть расходы. Сыграла свою роль и политика министерства транспорта в отношении режима «открытого неба». Многие рейсы были отданы иностранным компаниям. Иностранцы, войдя на местный рынок, обанкротили наши авиакомпании.

– Годы независимости Киргизстана оказались сложными для отечественной гражданской авиации. Имеются ли сейчас позитивные тенденции, указывающие на потенциал развития отрасли в ближайшее время?

– Значимость гражданской авиации огромна. Наша страна находится в анклаве, выражаясь образно. У нас нет транспортных коридоров, железнодорожное и автомобильное сообщение зависит от Казахстана и Узбекистана. Воздушный транспорт способствовал бы взаимодействию со многими странами в плане и расширения пассажирских, и грузовых перевозок, и развития туризма и экономики в целом.

В мае прошлого года президент нашей страны подписал указ о совершенствовании системы управления гражданской авиацией. В свете этого указа на базе теперь уже бывшего департамента было создано Агентство гражданской авиации. Это положительный момент. Уверен, что ГАГА, как отдельный орган при Кабинете министров, сможет решать все проблемные моменты напрямую, без посредников в лице Минтранса. Радует и то, что у нас разработана программа развития гражданской авиации. Заработала программа и по развитию аэропортов. Сдвинулся с мертвой точки и вопрос малой авиации, для этого готовится вся необходимая база.

– На ваш взгляд, решение каких задач должно сейчас находиться в приоритете?

– Наша боль – это кадровый потенциал. Согласно последнему анализу, в аэропорту «Манас» со специальным образованием работают только 30 процентов сотрудников, остальные 70 процентов такового образования не имеют. И это при том, что у нас есть авиационный институт с прекрасной базой. К сожалению, выпускники КАИ сталкиваются с проблемой трудоустройства. Это и есть задача номер один. Я являюсь членом комиссии по отбору кадров ГАГА, и мы сталкиваемся с тем, что необходимо менять квалификационный справочник. Его нужно конкретизировать и подвести к тому, чтобы все специалисты, включая руководителей аэропортов, соответствовали требованиям этого документа. В отрасли гражданской авиации не должно быть никакого трайбализма и кумовства.

Еще одним важным моментом является создание национальной авиакомпании. Государство должно всерьез задуматься над этим вопросом. И как можно быстрей. Ведь это не только вопрос престижа.

– Есть ли у вас уверенность, что отрасль гражданской авиации в стране восстановится в обозримом будущем?

– Думаю, что гражданская авиация в Киргизстане будет развиваться. Без гражданской авиации невозможно полноценное развитие страны, повторюсь, что у нас нет выхода к морю. Вспомните те проблемы, когда нам перекрывали дороги Казахстан или Узбекистан. Киргизстан остается в замкнутом круге. В этом плане палочка-выручалочка страны – это авиация. И если она получит должное развитие, то многие вопросы международных связей, социально-экономических проблем в нашей стране будут решены.

13 августа 1973 года для нужд стран Средней Азии, Азии в целом, Латинской Америки и Африки было образовано Фрунзенское авиационное техническое училище гражданской авиации. С 1974 по 1994 год учебное заведение осуществляло подготовку по специальности «Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей», и за это время было подготовлено свыше 3500 техников-механиков, направленных на авиапредприятия: Кыргызстана – 408 чел., Казахстана – 735 чел., Узбекистана – 458 чел., Таджикистана – 128 чел., Туркменистана – 255 чел., России – 1161 чел.

Улан Курманов, директор Киргизского авиационного института им. Ишембая Абдраимова:

– Сегодня единую государственную политику в области гражданской авиации ведет Государственное агентство гражданской авиации при кабмине, и наше учебное заведение подведомственно ГАГА. Агентство обеспечивает нам прямую связь с отраслью гражданской авиации. За короткое время предприняты кардинальные решения в целях поддержки и дальнейшего развития единственного государственного профессионального авиационного учебного заведения республики. Утверждены и на стадии рассмотрения программы подготовки и переподготовки действующих авиационных специалистов по таким направлениям, как «Авиационная безопасность», «Первоначальная подготовка лётного состава на ВС Боинг-727-200, МД-83, RJ-85, Ил-76ТД, Боинг-737-300, Аэробус-320», «Перевозка опасных грузов по воздуху», «Аварийно-спасательная подготовка для всего авиационного персонала», «Подготовка специалистов по авиатопливообеспечению», «Авиационное наземное обслуживание воздушных судов», «Аварийно-спасательная работа в районе аэродрома».

Сейчас институт располагает пятью учебными корпусами. В них более 70 учебных аудиторий, 7 лабораторий, 5 компьютерных залов, 2 методических кабинета, 5 кабинетов технических средств обучения, 2 музея, библиотека, учебный полигон, спорткомплекс, столовая. Имеются специальные классы по самолётам Як-40, Ан-2, Боинг-737-300, Ил-76ТД, вертолёту Ми-8. Имеется учебный полигон с ангарами для обслуживания самолетов и авиадвигателей.

– Какие дисциплины чаще всего выбирают молодые люди, пожелавшие связать свою жизнь с небом?

– В основном выбирают дисциплины, связанные с такой профессиональной деятельностью, как управление самолетом, навигация, метеорология. Большой интерес вызывает изучение английского языка. В этой связи мы со второго полугодия текущего учебного года полностью изменили подход к обучению английского языка. Были введены факультативные занятия для интенсивного изучения по наземным специальностям с привлечением ведущих преподавателей из-за рубежа. В итоговую государственную аттестацию внесен экзамен по профессиональному английскому языку.

– Сколько выпускников вы выпускаете в год? По каким специальностям в прошлом году выпускникам КАИ были выданы дипломы?

– Выпуск за последние годы в среднем составляет от 250 до 280 человек. В период пандемии трудоустройство выпускников, к сожалению, пошло на спад. В 2022 году по инициативе и поддержке руководства ГАГА впервые был проведен конкурс среди студентов-выпускников по различным проектам развития авиации Киргизстана, который имел достаточно большой успех. В прошлом году порядка 45% выпускников по таким специальностям, как «Организация перевозок и управление на ВТ», «Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей», «Техническая эксплуатация электрифицированных и пилотажно-навигационных комплексов», «Обслуживание летательных аппаратов горюче-смазочными материалами», «Летная эксплуатация летальных аппаратов», «Менеджмент на воздушном транспорте», «Техническое облуживание средств вычислительной техники и компьютерных сетей», «Транспортная безопасность», были трудоустроены.

– Управлять какими типами техники обучаются пилоты в КАИ?

– За 5 лет мы смогли пополнить самолетный парк института судами Боинг-737-300, Ан-2, Мooney Ovation 2, получили цельную кабину Вае-146. Сейчас ведутся переговоры о передаче институту тренажера самолета Ан-2 и кабины самолета Ил-76ТД. С 2017 года мы осуществляет подготовку и выпуск пилотов в полном соответствии с требованиями ИКАО по практическому налету и всех квалификационных отметок на самолетах западных образцов, таких как Даймонд-42, Бристоль, Поларис-14 и Технам-2006. В 2017 году впервые в истории Киргизстана состоялся выпуск студентов по специальности «Пилот» с учетом подготовки на самолетах легкой и сверхлегкой авиации западных производителей. За три года сотрудничества с Авиационным учебно-тренировочным центром в Караганде модульную программу подготовки коммерческих пилотов прошли 16 наших выпускников. Важно отметить, что, начиная с августа 2022 года, студенты института по специальности «Пилот» начали проходить лётную стажировку на одно- и двухдвигательных самолетах западных образцов на базе Авиационного учебно-тренировочного центра «Бишкек-Вингс».

– Взаимодействует ли институт с ведущими авиационными вузами мира?

– Развитие международных связей в деятельности учебного заведения играет немаловажную роль и является неотъемлемым фактором роста, обмена знаниями и опытом. С целью развития международного сотрудничества институтом были подписаны соглашения с более чем 20 ведущими учебными заведениями СНГ и дальнего зарубежья. Заключен ряд соглашений, меморандумов и договоров с такими авиационными образовательными учреждениями, как Московский государственный технический университет гражданской авиации, Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева, Самарский научно-исследовательский университет имени академика С.П. Королева, Белорусская государственная академия авиации, Академия гражданской авиации Республики Казахстан, Национальный авиационный университет Украины и т. д. На стадии подписания меморандум с Национальной академией авиации Азербайджана. В 2022 году подписано соглашение о сотрудничестве с Университетом Нишанташи, г. Стамбул, Турция. Очень тесные связи налажены с факультетом авиационной транспортной инженерии Ташкентского государственного транспортного университета. Работа в этом плане ведется постоянно.