В долгах как в шелках – Кыргызстану всё труднее обслуживать китайские займы

0
122

В долгах как в шелках – Кыргызстану всё труднее обслуживать китайские займы

По показателям государственных заимствований в центральноазиатском регионе уже традиционно лидирует Кыргызская Республика.  Согласно ноябрьским отчетам Министерства финансов страны, на конец сентября 2020 года размер государственного долга Кыргызстана достиг 4,826 млрд долларов. При этом 4,17 млрд приходится на внешние обязательства, что, кстати, составляет более половины внутреннего валового продукта.

Среди крупнейших кредиторов Кыргызстана можно выделить пять основных займодателей. Прежде всего это Китай с общей долей в 42,6% от всего портфеля внешних обязательств. Рекордную сумму Бишкек «должен» Экспортно-Импортному банку КНР – более 1,7 млрд долларов. Далее по убывающей весомые внешние обязательства приходятся на Международную Ассоциацию Развития – 658,36 млн долларов, Азиатский банк развития – 577 млн, а также на Японское Агентство Международного Сотрудничества и Международный валютный фонд (239,61 и 163,45 млн долларов соответственно).

Вопросы рискового характера роста государственного долга Кыргызстана поднимаются на протяжении последних лет постоянно. Так, ещё в 2016 году представители МВФ выражали опасения, что интенсивное наращивание госдолга может привести к дефолту. Тогда суверенный долг Кыргызстана вырос с 43% до 65% за несколько лет. Сейчас показатели внешних заимствований всё еще держатся примерно на этом же уровне. Но если 4 года назад обеспокоенность вызывал сам факт быстрого роста, то сегодня риски связаны с последствиями пандемии и естественным на этом фоне снижением платежеспособности страны.

В сложившейся ситуации у Бишкека уже есть план действий. Прежде всего, конечно, власти страны пытаются договориться об отсрочке выплат по кредитам. Так, по словам первого вице-премьер-министра Артема Новикова, льготы по беспроцентной отсрочке обслуживания внешних заимствований Кыргызстану предоставили уже большинство стран-кредиторов. Пока точно известно, что среди них ОАЭ, Саудовская Аравия, Дания, Япония, Германия, Франция, Южная Корея и Турция. Однако на эти государства приходится сравнительно небольшая часть внешних обязательств Кыргызской Республики.

Наиболее неуступчивым государством в вопросах долговых послаблений для Бишкека является Китай. В ходе ноябрьского брифинга начальник управления госдолгом Минфина КР Руслан Татиков сообщил о том, что с КНР всё же есть договоренности о приостановке выплат в размере 35 млн долларов. С другой стороны, в кыргызстанских СМИ недавно появилось немало сообщений о том, что помощь со стороны Пекина не безвозмездна. Если эта информация достоверна, то из соглашения Китая и Кыргызстана следует, что сумма отсрочки будет погашаться дополнительными платежами с 2022 по 2024 гг. Это означает, что потенциально Кыргызстан переплатит сверх обязательной суммы почти в 2 раза. В то же время, в Минфине подчеркивают, что переговоры с китайской стороной всё еще ведутся, а однозначного решения пока не принято.

Тем не менее, в нынешней ситуации настрой Пекина и сама затянутость переговоров всё же пугают. Китай славится крамольными условиями кредитования внешних партнеров. При этом отношения двух государств в последние годы и без того выстраивались не самые радужные.

Речь здесь идет, прежде всего, о нескольких сорванных инвестиционных проектах резидентов КНР на территории Кыргызской Республики. К примеру, представители китайского бизнеса, обеспокоенные решительным неприятием со стороны местных жителей, свернули или приостановили строительство логистических и других инвестиционных объектов. В свою очередь кыргызстанцы недовольны социально-экологическими условиями реализации промышленных программ китайских предпринимателей.

В середине ноября глава МИД Руслан Казакбаев в ходе телефонного разговора попросил своего китайского коллегу сделать послабления в отношении выплат Кыргызстана кредиторам из КНР. Однако какого-либо внятного ответа на эти запросы не последовало.

Можно предположить, что Пекин настроен серьезно и не упустит выгоды от ситуации. Китайские власти сегодня могут целенаправленно усиливать финансовую уязвимость Кыргызстана перед займодателями из КНР. В правовом поле Китай действует законно, и в случае невозможности выплат со стороны Бишкека, КНР может претендовать на активы страны в судебном порядке. С другой стороны, гораздо вероятнее, что Пекин пытается выторговать более лучшие условия для своих предпринимателей, уже реализующих промышленные проекты на территории Кыргызской Республики, в счет долговых преференций.

Так или иначе, но именно китайские кредиты в экономике Кыргызстана сегодня представляют наибольшую опасность. Министерство финансов пока не озвучило результатов переговоров сторон, но уже понятно, что Бишкеку вновь придется чем-то пожертвовать. К тому же, несмотря на то, что сегодня власти страны справляются с обслуживанием внешнего долга, пик выплат ожидается только на конец десятилетия.