В кыргызских школах зазвучала чуждая пропаганда

0
233

В кыргызских школах зазвучала чуждая пропаганда

В школах Кыргызстана фиксируются зарегистрированные случаи поддержки политики другой страны и распространения военной пропаганды.

Такое явление наблюдалось в первые дни вторжения России в Украину, некоторых педагогов критиковали за одобрение агрессии. Некоторые родители рассказали о случаях надевания на детей военной формы ко Дню Победы 9 мая. Вызвало обсуждение также то, что на прошлой неделе в школах отметили 100-летие пионерской организации.

Журналист и активистка Инна Аксенова, чья дочь учится в средней школе №3 Бишкека, написала в социальной сети, что учитель географии на нескольких уроках останавливалась на теме русско-украинской войны, были случаи высказывания ею одобрительных мнений о позиции России.

Она написала на своей странице в Facebook, что учитель отругала ее дочь за сказанное «войну начала Россия». Это было вскоре после начала русско-украинской войны. Аксенова говорит, что после этой истории с ее дочерью-девятиклассницей перестали разговаривать и друзья.

«Во время урока учитель географии рассказала ученикам о войне в Украине. Там она выдавала однобокую информацию, не имеющую отношения к уроку, что Россия сделала правильно, а иначе НАТО захватило бы Россию. Моя дочь сказала, что идет война, знает, кто вторгся, но не исследовала точно. Она спросила у меня – как и говорила учитель – правильно ли, что украинцы проводят какой-то биологический опыт, взрывают собственных детей? Я сказала, что это не так. Поскольку я сама журналист, разъяснила ей: так говорят российские телеканалы, надо посмотреть информацию в нескольких источниках, почитать, а потом делать заключение.

Спустя несколько дней дочь сказала, что учитель снова возбудила эту тему. Она накричала на мою дочь, сказавшую противоположное мнение, и отругала. И другие ученики промолчали, наоборот, после этого события и друзья перестали разговаривать с дочерью, говоря: «Путин прав». Поздней присоединилась и учитель русского языка. Конечно, моей дочери было плохо»,- сказала мама ученицы 9 класса Инна Аксенова.

Аксенова раскритиковала учителя, работающего в независимой суверенной стране, за выход из образовательной миссии, и навязывание идеологии другой страны.

Гульмира Мусиева, директор указанной школы, говорит, что в руководимой ею школе недопустимы явления прославления войны, навязывания идеологии другой страны.

«Я в то время болела, по этой теме работали завучи. Девочка, кажется, немного не так поняла. А так мы не говорим о войне на уроке, да еще на уроке географии. Сама я выйду на работу в понедельник, тогда снова посмотрю. Та учитель тоже еще болеет сейчас. Еще в апреле было собрание, мы говорили, что не будем говорить на такие темы, будем проводить уроки только по программе. Учителя тоже понимают».

Тем не менее, в продолжение сказанного Инной Аксеновой написали родители о наличии и в других школах подобных явлений.

Однако со слов Инны Аксеновой нашлись родители, которые написали, что подобные случаи были и в других школах.

Еще одна мать, опасавшаяся, что ее дочь будет притесняться, согласилась поговорить с Радио Азаттык анонимно. Дочь нашей собеседницы учится в одной из школ Сокулукского района Чуйской области.

«Учительница моей дочери, Наталья Ивановна, не проверив домашнее задание, начала говорить на русско-украинскую тему, абсолютно не относящуюся к предметной программе. Учительница говорила: «Сейчас идет война, а Владимир Владимирович (Путин — ред.) правильно делает, убивая националистов. Его надо поддержать, мы с Россией». Дети молча слушали ее рассказ: «На Украине изобрели какое-то вещество против человечества. Они бы и нас убили. Поэтому Россия все это расчищает. Победа России – наша победа».

Со временем я забыла, что ранее говорила дочка. Моя дочь хорошо учится в школе. Я никому не жаловалась, чтобы на нее не было давления. В принципе это не соответствует педагогической этике. Я объяснила дочери, что одна страна нападает на другую страну. А ведь некоторые родители не объясняют. Учащиеся этого возраста испытывают большое доверие к учителю. Как родитель, я против пропаганды войны детям, и нельзя забивать их головы таким мусором. Нельзя говорить на темы национализма, войны, смерти».

Подобные явления в кыргызских школах горячо обсуждаются в социальных сетях, поднимаются вопросы о свободе суверенного государства, ценности мира, проблемах образования и обязанностях учителя.

…Мы передали микрофон другим ученикам и спросили их, были или не были во время уроков явления, которые пропагандировали войну, идеологию другой страны или прославляли войну.

– Я говорю об этом только с родителями, обсуждаю. Но в школе не говорят о войне.

– Мы один раз на уроке разговаривали с учителем о русско-украинской войне. Он объяснил, что и почему происходит, когда вопрос слишком обостряется, и как это можно решить. Мы тоже высказали свое мнение. Но мы не сказали, кто виноват. По словам учителя, в Украине есть «государства под названием Донбасс и Крым», в которых есть золото, нефть и уголь, поэтому происходит спор. Они тоже хотят стать самостоятельным государством, но Украина отказала.

Я сам не могу сказать, что Россия сделала что-то неправильно, но она бросает бомбы на города. Там же тоже есть люди, дети. Надо подумать и о них.

– Были случаи на уроке экономики, когда эти темы приводились в пример. Пример того, как война влияет на экономику.

– Сейчас эпоха интернета. Учащиеся знают, что происходит в мире. Конечно, в этом вопросе у каждого есть свое мнение. Поэтому бывают случаи, когда мы обсуждаем и излагаем свои мысли на уроках, а не как тему предмета.

– Эта тема не упоминается, но если кто-то шалит или плохо учится, дети называют его “Украина”. Когда учителя слышат это, они говорят: «Так нельзя говорить при людях». На уроке истории зашла речь, из-за чего произошла война. Я помню, что две страны сражались из-за земли.

Мы выше привели в пример мнения учеников из разных школ Бишкека. 

За годы независимости система образования Кыргызстана подверглась различным испытаниям. Есть также школы, которые преподают по книгам, привезенным из других стран. 

Медиаэксперт Гульзада Медералиева подвергла критике распространение идеологии другого государства в системе образования независимой страны, где учащийся напитывается информацией, прославляющей войну.

Она считает, что прежде всего это должны понимать учителя независимой страны. 

“Мы должны свято чтить независимость, суверенитет государства. Это крайне важно. Если они привозят книги и учат по учебникам из других государств, то пусть получают из них только необходимое для образования. Но учитель не должен забывать, что мы независимая страна. Я открыто говорю, наши власти чувствуют себя губернией в ведении России, как будто они в ведении той страны. Да, у нас там полно мигрантов. Но в то же время сколько наших соотечественников находится и в Европе! Мы хорошо должны знать цену независимости и мира. 

Нам надо призывать молодое поколение не одобрять политику какого-то государства, а быть свободными. Необходимо принять жесткие меры к учителям, пропагандирующим войну, наложить штраф или принять какую-то меру. Война никогда не приведет к добру.

…До этого вызвало обсуждение, что в ряде школ ученикам повязали красные галстуки, организовали мероприятие в память пионерии –детско-юношеской организации Коммунистической партии.

Ректор Академии управления при президенте Алмазбек Акматалиев не присоединяется к тем, кто считает, будто в кыргызских школах в целенаправленном виде поддерживают какую-то идеологию. Он отметил, что Кыргызстан претерпел ряд экспансий с момента обретения независимости, и кыргызскому обществу необходимо пережить это снова.

“Есть такое как человеческий фактор. Мы говорим: не поддерживай позицию России. В то же время есть те, кто чрезмерно расхваливает Запад. Мы видим и тех, кто не дает сесть пылинке на Китай и Саудовскую Аравию. Поэтому мы должны стараться по возможности проводить свою политику. Здесь вопрос несколько шире.

Мы живем в такое время, когда не знаем, кто мы сами, с кем мы, живем во времена потери своего направления. С момента обретения независимости произошла идеологическая, технологическая, культурная экспансия. Мы должны это вытерпеть. Сейчас кыргызское общество очень разделено. Для знающего это большая проблема. Пока кыргызы не придут к своим истинным глубинным ценностям, такое продолжится. Сейчас момент, когда кыргыз ищет сам себя”.

Также до этого были случаи, когда выводили учащихся на политические мероприятия, поддерживающие одну страну, надевали на детей военную одежду, заставляли участвовать в акциях.

Министр образования и науки Алмазбек Бейшеналиев говорил “Радио Азаттык”, что такие явления, происходящие в сфере образования – неправильны.

«Нам нужно подготовить гуманное поколение. Но неправильно внутри школы выводить на парады, военизировать и прославлять войну. Школы должны быть центром согласия, солидарности, центром диалога. Мы должны воспитывать детей в этом направлении».

Конфликт на Украине также сопровождается информационной войной. Заметно, как от последствий страдает и Кыргызстан, имеющий прочные экономические и военные связи с Россией.

Ранее тоже возникли споры, обсуждения о кинофестивале документальных фильмов про Донбасс «Эпоха правды». Кыргызстанские активисты выступили против показа на фестивале фильмов с однобокой информацией.

Со времени российского вторжения в Украину официальный Бишкек объявляет, что Кыргызстан занимает нейтральную позицию.