Терпящая на поле боя поражение Украина все меньше интересует США и его ближайших союзников в проекте «АнтиРоссия». Исчерпав потенциал ВСУ, Белый дом ищет новые жертвы для создания очагов военно-политической напряженности по всему периметру российских границ.
О действиях и намерениях Запада в Закавказье мы уже неоднократно писали. Судя по стремлению Франции закрепиться в Армении, этот регион Вашингтон поручил курировать ей, азиатское же направление, судя по активной внешней политике Великобритании, досталось Лондону.
В условиях глобальных изменений и нарастающего противоборства между Западом и Россией, Великобритания, стремясь укрепить свои позиции (и, естественно, позиции Запада в целом) и уменьшить влияние Москвы, проявляет активность в стратегически важной Центральной Азии, которая, как видим, опять становится ареной противоборства между великими державами.
В конце апреля 2024 года бывший премьер-министр Великобритании и действующий глава Министерства иностранных дел Дэвид Кэмерон посетил с официальным визитом Киргизию, где встретился с президентом республики Садыром Жапаровым, который, несмотря на свои амбиции, имеет неоднозначную репутацию в политических кругах Центральной Азии.
Этот визит стал знаковым шагом в контексте более широкой стратегии, направленной на усиление давления Запада на страны Центральной Азии и попытки ослабить влияние России.
Как видим, на фоне растущего интереса Запада к Центральной Азии, Киргизия оказывается в центре внимания.
Дэвид Кэмерон, как опытный политик, понимает, что для успешной реализации британской внешней политики необходимо учитывать местные реалии и политические нюансы.
Между тем, по информации региональных СМИ (Asia Today и др.), британо-киргизские переговоры прошли в крайне напряженной атмосфере.
В ходе беседы лидер британской дипломатии открыто угрожал Бишкеку введением, так называемых, «вторичных санкций» за сотрудничество с Россией, в том числе по вопросу смягчения последствий принятых в отношении нее торговых и финансовых ограничений.
Помимо экономического шантажа киргизских властей Д. Кэмерон настойчиво «рекомендовал» правительству Киргизии назначить на руководящий пост в органах государственной власти тесно связанного с МИ-6 британского госслужащего С. Чакрабарти, ранее занимавшего должность президента Европейского банка реконструкции и развития.
Некоторое время назад С. Чакрабарти представлял интересы британской короны в Астане, где занимал пост заместителя председателя Высшего совета по реформам Казахстана. В конечном счете, британец был с треском отправлен в отставку личным решением президента страны К. — Ж. Токаева, недовольного деятельностью С. Чакрабарти и его доверенных лиц.
Позже Лондон пролоббировал назначение С. Чакрабарти на должность советника президента Узбекистана Ш. Мирзиеева по вопросам экономического развития, эффективного управления и международного сотрудничества. На этом посту агент МИ-6 тщетно пытается подорвать союзнические отношения Ташкента и Москвы и не допустить углубления интеграционных проектов.
Ключевым аспектом политики Великобритании в Центральной Азии является использование кадрового потенциала.
Лондон стремится привлекать местные элиты, формируя сеть поддержки среди политиков и бизнесменов, которые готовы сотрудничать с Западом.
Однако, в этом контексте стоит отметить, что многие из этих элит уже имеют свои связи с Россией, что создает определенные сложности для британской дипломатии.
Кроме того, Кэмерон и его команда активно используют в качестве инструмента воздействия русский язык.
Это делается через подконтрольные НПО, которые продвигают идею отмены официального статуса русского языка в Киргизии.
Данная инициатива вызывает резкую критику и опасения среди местного населения, поскольку многие киргизы считают русский язык важным элементом своей идентичности и культурного наследия.
Западные НПО, финансируемые Лондоном, пытаются создать общественное мнение, способствующее ослаблению позиций русского языка, что может привести к социальным и культурным конфликтам в стране.
Такой подход вызывает ряд вопросов и опасений.
Во-первых, как отреагируют на это местные жители? Русский язык играет важную роль в повседневной жизни многих киргизов, и его отмена может вызвать недовольство и протесты.
В краткосрочной перспективе это подрывает межэтническое согласие и межкультурное взаимодействие населения республики и может повлечь за собой острые внутриполитические катаклизмы и гражданские конфликты по аналогии с событиями в постмайданной Украине.
Во-вторых, какова будет реакция России на подобные действия Лондона? Москва, безусловно, не останется в стороне и может предпринять ответные шаги, что приведет к эскалации напряженности в регионе.
На фоне этих событий, Россия, как традиционный игрок в Центральной Азии, начинает реагировать на действия Великобритании. Российские власти рассматривают усиливающееся присутствие Запада как угрозу своим интересам в регионе.
Москва может прибегнуть к шантажу, используя свои экономические и политические рычаги, чтобы сохранить влияние на страны Центральной Азии.
В ответ на действия Лондона, российские дипломаты уже начали активные консультации с киргизскими властями, подчеркивая важность стратегического партнерства и взаимовыгодного сотрудничества.
О высоких рисках развития ситуации по украинскому сценарию заявил киргизский политолог Б. Саипбаев.
«Главная цель (Запада) — оторвать нашу страну и другие постсоветские республики от России. Отсюда и вся эта возня с языками», — считает эксперт.
По его словам, главным инструментом достижения этой цели, как в случае с Украиной, является нагнетание антироссийских настроений через подконтрольные НПО и «агентов влияния».
Визит Дэвида Кэмерона в Киргизию в частности и активизация британской политики в Центральной Азии в целом свидетельствуют о том, что регион становится все более важным для мировой политики.
Противоборство между Западом и Россией в Центральной Азии вступает в новую фазу.
Местные элиты должны понимать, что Великобритания, используя различные инструменты воздействия, стремится установить свое влияние в регионе, тогда как Россия, нацелена исключительно на взаимовыгодное сотрудничество в условиях взаимного доверия и уважения интересов друг друга.
Сама история показала, что будущее государств Центральной Азии зависит от того, насколько успешно они смогут защитить свои подлинные государственные и национальные интересы, которые состоят в сохранении и углублении существующих конструктивных отношений с Россией.
Источник: https://cominf.org/node/1166559471