Законопроект, который предусматривает, чтобы те, кто осуществляют деятельность за счет грантовых или бюджетных средств, ежегодно начали отчитываться о доходах и расходах перед правительством, вызывает негативную реакцию только у тех, кто напрямую связан с НКО и НПО.
Жогорку Кенеш Кыргызской Республики снова вынес на общественное обсуждение законопроект о некоммерческих организациях, финансируемых и получающих имущество от других государств, зарубежных госорганов или организаций, а также иностранных граждан. Закон важный и необходимый.
Документ был разработан в целях обеспечения открытости, публичности деятельности НКО, в том числе структурных подразделений иностранных некоммерческих организаций.
«Назрела необходимость в разработке и принятии законодательного акта, регулирующего общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, закрепляющие особенности создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих неправительственных организаций, с учетом интересов государства и обеспечения общественной безопасности, защиты нравственности, здоровья населения, национальных и религиозных чувств граждан», — говорится в справке-обосновании к законопроекту «Об НКО».
Разработчики предлагают закрепить положения, по которым государство будет контролировать создание НКО. Отдельным пунктом в документе прописано, что неправительственная организация, в том числе филиалы и представительства иностранной НКО, подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции.
Генпрокуратуре вменяется обязанность контролировать и надзирать за соответствием деятельности НКО целям, предусмотренным ее учредительными документами, и законодательству республики.
Госорганы будут иметь право:
— запрашивать у органов управления НКО их распорядительные документы;
— запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности НКО у органов госстатистики, налоговых органов и иных органов госнадзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций;
— направлять своих представителей для участия в проводимых НКО;
— проводить проверки соответствия деятельности НКО, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами, в порядке, установленном уполномоченным органом.
Если Генеральная прокуратура выявит нарушения, то обязана вынести НКО предупреждение об устранении в строго фиксированный срок.
Авторы законопроекта указывают, что в нем уделено большое внимание вопросам обеспечения прозрачности при финансировании НКО: конкретизированы источники финансирования НПО, предусматривается обеспечение доступности сведений о финансировании членам НПО, общественности и компетентным госорганам; целевое использование финансовых средств; вводится ежегодная финансовая отчетность НПО.
При этом предусматривается внедрение экономической поддержки неправительственных организаций органами госвласти и МСУ КР. Формы оказания такой поддержки:
— предоставление в соответствии с законодательством КР льгот по уплате налогов, таможенных и иных сборов НКО, созданным в благотворительных, образовательных, культурных и научных целях;
— предоставления НПО льгот по освобождению (полное либо частичное) от платы за пользование государственным и муниципальным имуществом; размещение среди НПО заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
— предоставление в соответствии с законом льгот по уплате налогов гражданам и юридическим лицам, оказывающим материальную поддержку неправительственным организациям, работающим в соцсфере.
Законопроект вызвал негативную реакцию у представителей НКО и НПО, которые заявили, что законопроект содержит дискриминационные нормы, противоречащие основным демократическим принципам, и в случае его принятия значительно ограничит деятельность некоммерческих организаций, включая филиалы и представительства иностранных НКО, работающих в Кыргызстане. Даже льготы, обещанные государством в проекте, не радуют НКО. Они рьяно выступают против законопроекта, проводя публичные обсуждения и митинги, публикуя проплаченные заказные статьи. ОБСЕ, Международное партнерство по правам человека (IPHR) и глобальный альянс организаций и активистов гражданского общества CIVICUS, Международная организации «Свободная Евразия» тоже усердно критикуют и призывают не принимать данный законопроект в КР.
Известно, что в Кыргызстане значительная часть активных неправительственных и некоммерческих организаций финансируется правительством и различными фондами США и Европейского союза. В стране действуют несколько сотен некоммерческих организаций, чья деятельность охватывает и вмешивается практически во все сферы жизни Кыргызской Республики: в политику, экономику, экологию, здравоохранение, образование и СМИ.
Интересно, что в США еще с 1938 года действует Закон о регистрации иностранных агентов (FARA), который обязывает все спонсируемые из-за рубежа организации подробно отчитываться перед Министерством юстиции о своей деятельности и финансах.
Примечательно, что в Евросоюзе население неохотно поддерживает НКО, по-прежнему во многом полагаясь на государственные органы. НКО не имеют большого влияния на политику и экономику европейских стран.
В Китае в 2016 году был принят закон, который контролирует деятельность иностранных некоммерческих организаций в стране. Министерство общественной безопасности КНР на законных основаниях наблюдает за финансированием и работой местных НКО.
Такие близкие к Кыргызстану по сотрудничеству страны, как Казахстан, Таджикистан, Туркменистан, Армения, Азербайджан, Белоруссия и Россия тоже живут по закону, где некоммерческие организации предоставляют отчет о расходовании грантовых средств. И это вполне логично: государство должно иметь законное право знать, в каких целях и какую деятельность осуществляют НКО на территории республики.