WSJ: Центральная Азия — дыра в китайской стратегии Байдена

0
90

WSJ: Центральная Азия — дыра в китайской стратегии Байдена

И Казахстан, и Узбекистан могут помочь США в борьбе с Пекином и продвижении прав человека.

Назревающее противостояние между США и Китаем является определяющим конфликтом XXI века. Недавно Белый дом представил Временное стратегическое руководство в области национальной безопасности, который был разработан для того, чтобы донести видение президента Байдена о том, как Америка будет взаимодействовать с миром. Оно также посвящено США и Китаю. Тем не менее, в нем не упоминается регион, где Америка имеет значительную зону влияния — Центральная Азия.

Китай строит сухопутный мост в Европу и на Ближний Восток, который пролегает через Центральную Азию. Новой администрации придется учитывать регион в своем стратегическом мышлении если она надеется на возобновление взаимодействия с миром после четырех лет реализации президентом Трампом политики под названием «Америка превыше всего».

Незначительное внимание, которое команда Байдена отводит Центральной Азии, является наследием сменявших друг друга администраций и работавших с момента свержения Советского Союза в 1991 году. С тех пор США работают в Центральной Азии, но только тактическим или деловым методом. К примеру, учреждение в 2015 году площадки C5 + 1. Данный ведомый Америкой дипломатический форум продолжает оставаться каналом, через который Вашингтон распределяет помощь и организовывает встречи между пятью центральноазиатскими государствами: Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном. Но данная площадка ни коим образом не смогла приблизить Вашингтон к возможности конкурировать с Пекином и Москвой в регионе.

Спустя тридцать лет после того, как США получили доступ к Центральной Азии, но долгое время находились в тени Кремля, теперь настало время для выработки более широкой стратегии для региона, которая учитывала бы быстро развивающуюся геополитику в Евразии, поскольку Пекин стремится заполнить вакуум, созданный ослаблением влияния России.

Три из пяти стран региона продемонстрировали значительный прогресс в переходе от постсоветской государственности. Кыргызстан пережил три народных волнения в своей борьбе за более представительное правительство, начиная с тюльпановой революции 2005 года, которая привела к свержению тогдашнего лидера советской эпохи. Через пять лет Кыргызстан пережил второе волнение, которое привело к установлению парламентской системы правления. Последнее массовое волнение, имевшее место быть в прошлом году привело к новым выборам, на которых избиратели подавляющим большинством отдали свое предпочтение президентской форме правления.

Узбекистан также идет впечатляющим путем реформ. После того, как во главе республики встал нынешний президент Шавкат Мирзиеев, сменивший влиятельного Ислама Каримова после его смерти в 2016 году, некогда изолированная страна открывает свои границы для иностранных инвестиций и западных идей.

Будучи авторитарными режимами с 1991 года Таджикистан и Туркменистан демонстрируют гораздо меньше перспектив. Тяжеловес с точки зрения поставок природного газа Туркменистан, по всей видимости, довольствуется ограничением своих взаимодействий с Россией, Ираном и Китаем, последний из которых закупает более 30 миллиардов кубических метров газа в год. Это примерно треть от общего импорта газа этой страны.

Но наиболее перспективной страной для США может считаться Казахстан, где после почти 29 лет правления Нурсултан Назарбаев добровольно ушел в отставку в 2019 году в рамках запланированного транзита власти.

Будучи крупнейшим государством Центральной Азии по территории и объему производства, Казахстан является естественным лидером региона. При новом президенте Касыме-Жомарте Токаеве у него есть потенциал стать настоящим стратегическим партнером Америки. Сопротивляясь давлению Москвы и Пекина по таким вопросам, как попытки России сохранить региональное влияние и агрессивные китайские инвестиции, Казахстан может извлечь серьезную выгоду от расширения взаимодействия с США. Сильный Казахстан, достигнувший прогресса в политических реформах и экономическом развитии, может стать моделью для региона. Государство также может стать удачным образцом в американской кампании по стимулированию и поощрению светского правления в странах с мусульманским большинством, которое включает права женщин и меньшинств, а также лучшие экологические практики.

Казахстан может принять поддержку США на его пути к демократическим реформам. Поэтому помимо сопротивления Китаю очень важно, чтобы Вашингтон активно работал над взаимодействием на нескольких уровнях. Казахи продемонстрировали лидерство в международной дипломатии, проведя несколько раундов мирных переговоров по Сирии и переговоры по Афганистану и Ирану у себя. Казахстан может помочь Вашингтону в формировании пост-американского Афганистана, противодействуя ядерным амбициям Ирана, а также сдерживании Турции, которая положила глаз на транскаспийской регион, где Кавказ пересекается с Центральной Азией.

Для этого администрации Байдена придется уделить необходимое внимание Центральной Азии. Для начала команда Байден-Харрис должна назначить специального посланника в регионе. Белый дом может и должен использовать казахстанский опыт в проведении многосторонней дипломатии и недавно открытую экономику Узбекистана для реализации дипломатических и экономических интересов по всей Евразии. Внешняя политика Америки переживает исторический момент на фоне активизации Пекина. Центральная Азия может стать ключом к возрождению лидерства США в мире.

Бохари является директором по аналитическому развитию в Институте стратегии и политики Ньюлайнса и специалистом по национальной безопасности и внешней политике в Институте профессионального развития университета Оттавы.