Узбекистану нужно продвигать свои текстильные бренды, а не только шить на заказ. Эксперт о развитии отрасли

0
88

Узбекистану нужно продвигать свои текстильные бренды, а не только шить на заказ. Эксперт о развитии отрасли

Текстильная и швейно-трикотажная промышленность Узбекистана является одной из ведущих и динамично развивающих отраслей. За прошедшие 27 лет она стала одним из лидеров и в привлечении иностранных инвестиций, и в области экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью.

В Узбекистане на правительственном уровне приняты программы, благодаря которым объем поставок текстиля и одежды за рубеж к 2027 году должен вырасти до 10 миллиардов долларов. По итогам прошлого года, эта цифра составила 3,1 миллиарда долларов, Узбекистан отправил свою продукцию в 65 стран мира. 

Драйверы развития

Сегодня республике есть куда расти, но в целом дела у сферы, по мнению экспертов, обстоят неплохо. За последний год легкая промышленность нашей страны выросла на 17,4%, почти до 6,5 миллиарда долларов.

Одним из немаловажных драйверов для развития сферы стало высвобождение перспективных ниш на рынке России после ухода западных компаний и участие бизнеса страны в программах российского импортозамещения.

На сегодняшний день Россия является самым крупным потребителем текстильной промышленности Узбекистана. С каждым годом наша страна поставляет на российский рынок все больше текстиля, а российские бренды одежды за последние два года в несколько раз увеличили объем размещения заказов на производство своей продукции в Узбекистане.

По последним данным Агентства статистики, за 11 месяцев 2022 года экспорт текстильной продукции в Россию увеличился почти на половину по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. Узбекистан нарастил поставки текстиля в РФ почти на 50% – с 820 миллионов долларов до 1,2 миллиарда долларов. Доля России в общем объеме экспорта текстиля выросла за год с 30% до 41%.

После начала российско-украинского конфликта в феврале 2022 года из страны начали массово уходить такие популярные бренды одежды, как Н&М, Zara, Bershka, Uniqlo. Узбекистан по достоинству занял эту нишу, нарастив производство и поставки трикотажной одежды в РФ.

Однако повышение интереса к узбекской продукции можно связать не только с уходом из России западных компаний. Еще одной причиной стало удорожание пошива и логистики, увеличение сроков исполнения и поставок товаров у привычных для российского рынка экспортеров – Китая и Бангладеш. Задержки достигают месяцев, за это время Узбекистан успевает пошить вещи, довезти их в Россию и даже продать.

Немаловажную роль сыграло также наличие свободных производственных мощностей в регионе, более выгодные и понятные условия создания совместных производств, платежи в рублях и снижение себестоимости по сравнению с Китаем, например, на 20-50%. Все это позволяет российскому бизнесу оптимизировать издержки по всей цепочке поставок и сдержать рост цен на конечную продукцию.

Узбекский трикотаж и текстиль востребованы в России благодаря экологичности, хорошему качеству и доступной цене. Сегодня на предприятиях Узбекистана свою продукцию производят такие российские холдинги, как Melon Fashion Group, Concept Group, "Спортмастер", маркетплейс Ozon, сети магазинов одежды для всей семьи Gloria Jeans, Funday, ритейлер мужской и женской одежды Zolla, сеть домашнего текстиля и товаров для дома Cozy Home, бренды детской одежды Crockid, Cherubino, "Бубль-Гум", марка мужской одежды Nicolo Angi, бренд женской одежды и аксессуаров Limé и многие другие.

Среди предприятий, с которыми они работают, – крупные холдинги Uztex Group, Diva-Teкs, Samarkand Euro Asia Textile, Andijan-Tex. 

Связующие нити

По мнению независимого международного эксперта Бахтиёра Алимджанова, сегодня у Узбекистана появился отличный шанс, чтобы заполнить Россию своей качественной и доступной трикотажной одеждой. На его взгляд, конкурировать с Китаем и Турцией на российском рынке текстильной продукции сложно, но вполне возможно.

"Узбекистану нужно развивать собственные бренды, свое качественное производство, а не только шить по заказу иностранных фирм. У нас есть несколько крупных брендов в стране, но они еще не поставлены на поток. Иностранные туристы покупают, конечно, но мы должны производить это в больших объемах и экспортировать уже под нашим именем", – отметил эксперт.

Для этого, по его словам, необходимо привлекать в сферу профессионалов – дизайнеров, менеджеров, маркетологов. Кроме того, для развития отрасли в целом необходимо больше привлекать инвесторов.

"Отрасль нуждается в инвестициях. Производств в нашей стране и сейчас много, но нужно строить больше", – подчеркнул он.

И нужно сказать, что Россия играет большую роль в этом процессе. С каждым годом предприятия наших стран заключают все больше соглашений о сотрудничестве, создают совместные предприятия, налаживают сотрудничество между регионами.

В частности, на прошедшей в апреле в Ташкенте международной промышленной выставке "Иннопром. Центральная Азия" обсуждался вопрос о налаживании кооперационных связей между предприятиями Краснодарского края и Узбекистана.

Также недавно стало известно, что Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) и Ассоциация "Узтекстильпром" запускают проект по поддержке текстильной промышленности Узбекистана. При этом финансовую поддержку для его реализации будет оказывать Российская Федерация.

Цель проекта – экономическая диверсификация и улучшение доступа малых и средних предприятий к экспортным рынкам. Для этого в их деятельность внедрят инновационные методы в маркетинге, брендинге и дизайне, что откроет новые горизонты для малого и среднего бизнеса Узбекистана на международной арене.

Такое сотрудничество отставляет в плюсе все стороны: мы развиваем промышленность, наращиваем производство и экспорт, одежда с биркой Made in Uzbekistan становится востребованной и узнаваемой. Россия, в свою очередь, получает качественный и доступный продукт, который может удовлетворить спрос потребителей.