Зрители стран СНГ в восторге от казахстанского сериала “5:32”: в чем его успех?

0
262

Зрители стран СНГ в восторге от казахстанского сериала "5:32": в чем его успех?

Казахстанский веб-сериал "5:32" о следователе Шалкаре, который расследует особо тяжкие преступления, уже несколько недель держит в напряжении миллионы поклонников.

Колумнист Sputnik Казахстан считает, что все дело – в шапке-невидимке, которую создатели сериала словно надевают на зрителя, чтобы провести его за собой по самым мрачным логовам убийц и по самым заштатным полицейским кабинетам. И в этой шапке-невидимке можно увидеть бездну того, что обычно скрыто от посторонних глаз.

Работа молодого режиссера Алишера Утева набирает миллионы просмотров во всех соцсетях, где доступен сериал, а актеры, исполняющие роли главных персонажей, вмиг стали знаменитостями с изо дня в день растущим количеством подписчиков.

Интересно, что автором и режиссером сериала стал человек, который всю свою карьеру строил в сфере юмора. Утев выступал в составе различных казахстанских команд КВН, был автором скетч-шоу, многочисленных юмористических и развлекательных программ. От человека с таким бэкграундом стоило бы ожидать какую-нибудь комедию, которыми отечественный кинематограф кишит десятки лет. Но уж точно не тяжелый триллер о серийных убийцах из 90-ых.

Однако Утев решил пойти иным путем, причем для казахстанского кинематографа не очень-то и проторенным. И первый блин не оказался комом.

Успех сериала, с одной стороны, удивляет, ведь здесь нет громких имен и узнаваемых лиц, нет спецэффектов, нет атрибутов современной жизни, да и в целом жанр триллера любим немногими – в отличие от той же комедии. Во всяком случае, значительное количество потенциальных зрителей отсеивается еще до просмотра сериала, узнав только о сюжетной направленности "5:32". А с другой стороны – в этом плюс сериала: в нем все просто, понятно, ничего лишнего.

Во время просмотра "5:32" зритель не задается вопросом, кто убийца – "садовник или все-таки горничная". Здесь нет головокружительных интриг и каких-то до крайности неожиданных сюжетных поворотов, пафосных диалогов и монологов. В сериале органично все – даже мат, которым герои зачастую не ругаются, а на котором буквально разговаривают. Это к месту и соответствует общей атмосфере и антуражу казахстанской глубинки 90-ых, где происходят кровавые события. Было бы странно слышать от персонажей сериала, вынужденных находиться в гуще леденящих кровь преступлений интеллигентную речь, как из детективов Агаты Кристи. Нецензурная лексика здесь оправдана и не используется как что-то основное, что должно вытянуть слабый диалог или рассмешить.

Отдельное внимание заслуживает то, как передано время, в которых разворачиваются основные события. Это уже независимый Казахстан, но все еще советские машины, а еще – предметы быта, которые для многих зумеров из того же TikTok абсолютно незнакомы.

Немного смягчают мрачность происходящего на экране красивые пейзажи. Но здесь не акцентируют на этом, как у нас любят. Бескрайние казахские степи присутствуют в кадре как бы подспудно, напрямую они не связаны с сюжетом. Природа здесь ровно в той степени, чтобы подсознательно подействовать на зрителя и немного умерить его тревожность и волнение за главных героев.

Большим плюсом сериала является и то, что он практически лишен навязанных Голливудом сюжетных штампов и сценарных клише вроде тех, что протагонисту всегда везет и все окружающие его предметы помогают ему в схватке, а в самый последний момент он чудом выбирается абсолютно из любой западни.

Персонажи не идеальны, они не супергерои, виртуозно распутывающие сложные дела и спасающие всех, кому угрожает опасность. Ошибаются все, в том числе и лучший следователь в своем отделе.

Одна из главных ошибок Шалкара разрывает сердце каждого зрителя уже в первой серии. Главные герои здесь – самые обычные люди со своими пороками и слабостями, и сотрудники полиции показаны и как люди, которые жаждут найти убийцу и защитить людей, но в то же время – и как те, кто при этом тоже нарушает закон, проводя допросы с применением грубой силы. Зритель, который вообще-то категорически против таких мер, при просмотре этого сериала порой ловит себя на том, что даже где-то понимает их, ведь тот уровень стресса и уровень зла, с которыми они сталкиваются, иногда сильнее кодекса профессиональной этики сотрудников правопорядка.

Здесь уж не до выверенных киношных диалогов в комнате допроса, где полицейский и подозреваемый смотрят друг другу в глаза, соревнуются в дедукции под профессионально выстроенным светом на съемочной площадке. В "5:32" этого всего нет, здесь будто ты, зритель, в шапке-невидимке присутствуешь на настоящем допросе.

Особенно удивило качество грима и реквизита в виде отдельных частей тела. То ли магия света, то ли они и вправду качественно изготовлены, но это не выглядит как состряпанная на коленке из подручных средств дешевая бутафория. Все до жути реалистично, отчего веришь, что то, что показывают на экране, правда – и зарекаешься в ближайшее время есть беляши.

Рекомендовать "5:32" к просмотру нужно с осторожностью и ответственностью, ведь даже сами авторы в начале каждой серии указывают на то, что слабонервным и лицам до 21 года его лучше не смотреть.

Но если вы все же решились, то приготовьтесь к тому, что на ваших нервах хорошенько поиграют.

Данияр Бейсембаев