Казахстан. «Нельзя превращать образование в бизнес»

0
131

Казахстан.  «Нельзя превращать образование в бизнес»

Почему Министерство образования и науки Казахстана подошло к новому учебному году с ворохом нерешенных проблем – от вопросов родителей к формату обучения детей, переполненности школ, неоднозначных решений по школьной форме и масочному режиму – Ia-centr.ru побеседовал с депутатом Народной партии Казахстана Ириной СМИРНОВОЙ, имеющей большой трудовой стаж в сфере образования.

Источник: Ирина Смирнова: «Нельзя превращать образование в бизнес»

Накопившееся у казахстанских родителей недовольство Министерством образования с наступлением нового учебного года еще более возросло. Все те проблемы, которые ворвались в жизнь школьников с пандемией не только не разрешились, но и усугубились. Практически вплоть до наступления Дня знаний никто из казахстанцев толком не знал, как будут учиться дети – в онлайн или в офлайн-режиме. Не прибавила популярности Минобру туманная позиция ведомства относительно покупки школьной формы. Только когда соцсети взорвались снимками рынков, переполненных родителями, охотящимися за школьными костюмами, без соблюдения какой-либо дистанции и прочих санитарно-эпидемиологических норм, ведомство твердо и прямо заявило, что форма не нужна. И это только малая часть проблем.

Есть и другие – переполненность учебных заведений (в одной алматинской школе открыли даже 1 «Ю» класс), неопределенный подход к ношению масок во время уроков физкультуры и т. д. О том, почему Министерство образования и науки подошло к учебному 2021-2022 году с ворохом нерешенных проблем, Ia-centr.ru побеседовал с депутатом Народной партии Казахстана Ириной СМИРНОВОЙ, имеющей большой трудовой стаж в сфере образования.

– Ирина Владимировна, как депутат и как человек, много лет проработавший в сфере образования, как Вы оцениваете нынешнее руководство Министерства образования и методы его работы?

– С нынешним руководством министерства образования и науки у меня достаточно хорошие взаимоотношения: и министр, и вице-министры очень быстро отвечают на самые разные депутатские запросы. За последнее время в парламенте было рассмотрено несколько законопроектов, которые касались именно системы образования. Например, появился законопроект «Об инклюзивном образовании» – эксперты минобразования изучили и поддержали его, равно как и депутаты.

Вместе с тем, министерство страдает частыми вводными. То есть они хотят охватить полностью каждую школу, каждый класс, дойти до каждого ученика и рассказать, как лучше с ним взаимодействовать. Но это невозможно на практике и не соответствует духу творчества, искусства, который так близок школам.

– Большой резонанс ежегодно, а особенно последние два года, вызывает вопрос обязательности школьной формы, а также та позиция, которую занимает Минобр. В чем здесь причина непоследовательности в заявлениях министерства и школ?

– Желание Министерства образования повлиять на каждого ученика, на каждую школу, на каждый класс, войти в каждую семью неосуществимо. Нужно больше полномочий делегировать школам, которые лучше знают, что им делать: быть ли в форме детям, быть ли без формы. Довериться руководителям школ и попечительским советам – тогда этот вопрос не был бы таким острым.

– Как Вы считаете, форма влияет на качество знаний?

– Я лично считаю, что форма нужна. В наше время неравных возможностей форма позволяет всем детям быть на равных, хотя бы во время уроков. Это важно! Кроме того, форма дисциплинирует. Мы должны подготовить детей к жизни, в которой есть ограничения и правила, некоторые из которых начинаются с того, что должна быть форма.

Можно разработать варианты удобной формы вместе с ребятами. Я склонна к тому, что она должна быть пастельных тонов, футболки, поло и какие-то трикотажные брюки, шорты, юбки и, может быть, бомберы – что-то молодежное. Потому что та форма, которую предлагают – пиджаки, галстуки и т. д. – она очень сковывает детей, которые длительное время находятся в школе и не имеют никакой возможности расслабиться.

– Прошлый учебный год школы учились дистанционно, затем были летние каникулы, то есть у Министерства образования была масса времени, чтобы обдумать, как организовать учебный процесс в новом учебном году. Этого сделано не было, ситуация была отдана на откуп школам – кто-то вводит смешанную форму обучения (3 дня в школе, 3 дня онлайн, или неделю в школе, неделю онлайн, или 1 день онлайн, 5 дней в школе) поочередно, деля детей в классах на вахтовые, так сказать, группы. Почему так происходит?

– Лучше всего с решением вопроса по форме обучения справились частные школы. Им разрешили работать, поскольку в их классах по 15 человек, что соответствует санитарным требованиям – и нигде не было вспышки заболевания коронавирусом среди учащихся. То есть все нормально отработали.

Я еще раз повторю, что творческий подход, возможность работать самостоятельно без какого-либо давления извне, пристального внимания со стороны министерства дает хороший эффект. Частные школы нормально выстояли в прошлом году и спокойно начали новый учебный год в офлайн-режиме. То же самое произошло и с малокомплектными школами, но они не были освобождены от опеки. А когда есть такая опека, понятно, что не будет самостоятельности.

Сейчас развитие образования в стране идет в основном в частном секторе. При этом каждая частная школа имеет свое индивидуальное лицо. Они берут на вооружение новые подходы, сами определяют, как учить детей – результаты весьма высокие.

А насчет дистанционного обучения, то его опыт был не только негативным, но и позитивным. Мы увидели перспективы возможности передачи знаний посредством онлайн-коммуникаций.

Если вероятность заражения высокая, то необходимо предусмотреть небольшое количество времени нахождения ребенка в школе и часть предметов перевести в онлайн-формат. Есть предметы, которые необязательно должен вести школьный учитель и на которых совсем необязательно выставление оценок. Можно просто обеспечить прослушивание лекций от высокопрофессионального специалиста.

Поэтому я «за» то, чтобы дети как можно меньше в это сложное время находились в скученном месте все семь-восемь уроков, как сейчас предлагают. Можно провести на месте четыре урока, а оставшиеся четыре – в онлайн-формате в виде лекций от лучших педагогов или экспертов нашей страны.

– Почему Минобр ничего не предпринял для создания нормальной организации оповещения родителей обо всех изменениях? Почему не созданы структуры, куда родители могут обратиться, как за информацией, так и с жалобами на неправомерные действия сотрудников школ в плане организации учебного процесса? У родителей складывается впечатление, что ведомство умышленно создает условия для деградации детей. Вы согласны с такой оценкой?

– В Минобре хотят привнести новые практики в процесс обучения, но не всегда это получается. Кроме того, нужно посмотреть: а кто пишет образовательные программы в Казахстане?

Что касается второй части вопроса, то варианты, куда пожаловаться, есть. Можно писать в блог министра, обращаться к чиновникам, к депутатам, к руководителю местного управления образования, к директору школы. Каждый на это имеет право. Кроме того, в каждом населенном пункте есть общественные советы, в которые тоже можно обращаться с жалобами на те или иные действия работников школ, которые не устраивают родителей. В каждой школе есть попечительский совет, куда можно обратиться. В конце концов –есть суд.

– Во многих школах переполненные классы, учеников больше нормы. Это объясняют тем, что якобы слишком мало времени отводится на дезинфекцию классов. И поэтому учебных помещений не хватает. Однако, по моим данным, дело в другом. Школы, пользуясь тем, что с этого года им разрешено самим заключать договора с подрядчиками секций, устраивают в своих стенах так называемые классы полного (продленного) дня. Стоимость обучения в таких классах – от 90 тысяч тенге. И получается, что, если несколько классов постоянно заняты за классами полного дня, другим – негде учиться. Отсюда и переполненность. Почему в министерстве ничего не предпринимают?

– С такими вещами нужно разбираться по факту. Школы не должны брать больше той нормы учащихся, которая может там размещаться. Нельзя превращать образование в прямой бизнес.

Ставить все на получение прибыли в образовании ни в коем случае нельзя. К примеру, Китай сейчас полностью запретил репетиторство. Школа обязана дать знания ученикам в школе. Если не получается, значит, надо посмотреть все ли программы хорошие, все ли учителя получили достаточную квалификацию. Придет время, когда с этим начнет разбираться и наша страна. Потому что если сейчас убрать все эти тысячи развивающих центров, которые облепили наши школы, то мы увидим еще худшее качество образования, которое дети получают в школах.

– Некоторые эксперты сегодня обсуждают возможную отставку министра образования. Согласны ли вы с тем, что образование в Казахстане нуждается в смене куратора этой сферы?

– Никуда не денешься от цифр, которые говорят, что качество образования падает – постоянно и регулярно. В особенности удивили результаты постоянного исследования PIAC (одно из исследований ОЭСР), когда сравнили знания людей 60+ и нынешней молодежи. И во многих странах оказалось, что старшее поколение продемонстрировало лучшие знания, чем те, кто только окончил школу, колледж и вуз. К сожалению, эта картина характерна и для нашей страны. Это говорит о том, что качество образования, которое получает нынешняя молодежь, крайне низкое.

Министерство образования делает определенные шаги по решению проблем. Закрываются вузы, которые просто печатают дипломы, проводится мониторинг работы колледжей. Но здесь нужно выработать подход не с целью уничтожить учебное заведение, а для того, чтобы понять – в чем корень проблемы. И если учебное заведение представляет ценность, то дать ему возможность работать и методически поддержать его. А так – рынок сам все распределит: те, кто не дает качественное образование, со временем закроются, потому что выпускников такого заведения просто не будут принимать на работу.