Кыргызстан. Ситуация с ГСМ. Будет только хуже

0
111

Кыргызстан. Ситуация с ГСМ. Будет только хуже

Запасов горюче-смазочных материалов у крупных компаний хватит на 2-3 недели. Потом цены будут неизбежно повышаться. Что нас ждет?

Цены на ГСМ выросли на 55%

Согласно данным Национального статистического комитета, средняя цена бензина марки АИ-92 в январе составляла 35,91 сома за литр, в июне – 50,24 сома, в октябре – 57,09 сома (+21 сом, или +58,9% с начала года). Стоимость бензина АИ-95 – 37,78; 52,31; 61,62 сома соответственно (рост – 24 сома, или +63%). Дизельное топливо в январе стоило 36,34 сома, в июне – 45,82 сома, в октябре – уже 52,02 сома (+15,68 сомов, или +43,15%).

На 15 ноября стоимость бензина марки АИ-92 составляла в среднем 57 сомов, АИ-95 – 63 сома, ДТ – 54 сома. При этом дизтопливо есть не на всех автозаправочных станциях.

Кыргызстан. Ситуация с ГСМ. Будет только хуже

С начала 2021 года стоимость ГСМ выросла в среднем на 55%, и, к сожалению, это не предел.

Цены на топливо неизбежно повысятся

Глава Ассоциации нефтетрейдеров Кыргызстана Канатбек Эшатов рассказал Kaktus.media, что реальная цена на дизель на данный момент должна быть выше на 12 сомов, на бензин – от 4 до 7 сомов.

Нефтетрейдеры, по его словам, держат цену за счет того объема, что у них есть, но остатков сейчас очень мало, и это не может продолжаться долго.

"У некоторых компаний запасы есть дней на 20, у других – всего на две недели. После их окончания пойдет рост цен", – отметил Эшатов.

В Ассоциацию нефтетрейдеров входят не все поставщики, крупными являются "Газпром нефть Азия", Bishkek Petroleum и "Партнер нефть". У участников запасов хватит менее чем на месяц. По остальным – ситуация неизвестна.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Узбекистан. Таргетирование инфляции как тормоз роста экономики

Эшатов добавил, что сейчас увеличены лимиты беспошлинных поставок горюче-смазочных материалов из России до 650 тыс. тонн для бензина и до 550 тыс. тонн для дизтоплива. Этого хватит до конца года. Но эти договоренности не влияют на цену – она устанавливается на заводах и продолжает расти.

"После окончания запасов поставки будут, но меньшими объемами, и ГСМ будет заходить дороже. Цены неизбежно будут дороже, и сказать точно насколько, невозможно. В регионах цены выше бишкекских на 3-4 сома из-за логистики", – подчеркнул глава ассоциации.

Что говорят власти?

А власти ничего не говорят! После утверждения новой структуры кабинета министров ведомства буквально сваливают этот вопрос друг на друга. В пресс-службе Министерства энергетики редакции сообщили, что теперь Министерство экономики курирует вопрос поставок ГСМ. В Минэкономе, в свою очередь, направляют в Минэнерго, отмечая, что в их ведомство перешли только легкая, перерабатывающая и тяжелая промышленность.

Пресс-службе кабмина утверждают, что с вопросом о поставках нефтепродуктов надо обращаться в Минэконом. Круг замкнулся.

Что думают водители?

Водители, как конечные потребители, болезненно относятся к повышению цен на ГСМ. Для них приемлемая цена на бензин и дизтопливо была бы в районе 40 сомов, но они понимают, что цены повышаются во всем мире.

Некоторые наши граждане, несмотря на высокие цены, не могут отказаться от личного транспорта, а кто-то, наоборот, порой из-за нехватки денег на бензин пересаживается на общественный транспорт.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Таджикистан и Кыргызстан описали еще 40 километров границы

Какая ситуация у соседей?

В Казахстане, по данным Министерства энергетики республики, оснований для дефицита бензина нет: на нефтеперерабатывающих заводах осуществляется бесперебойное производство ГСМ, объемов запасов достаточно для полного обеспечения потребностей населения в бензине.

Вместе с тем ведомство на 6 месяцев ввело запрет на экспорт нефтепродуктов автомобильным транспортом.

Запрет не распространяется на вывоз смазочных масел и на случаи вывоза нефтепродуктов в бензобаках автотранспорта, предусмотренных заводом-изготовителем, а также вывоза ГСМ в отдельных емкостях объемом не более 20 литров.

Рост стоимости автомобильного топлива в Таджикистане наблюдался с самого начала года, но резкое его подорожание началось с марта. По информации Агентства по статистике РТ, розничная стоимость бензина на заправках страны за 8 месяцев выросла на 58,9%, дизельное топливо – на 39,4%.

Поставщики объясняют беспрецедентное повышение стоимости нефтепродуктов подорожанием нефти и, соответственно, ростом цен на них в странах-экспортерах.

Причиной повышения цен на ГСМ стало также одностороннее закрытие границы в конце апреля Кыргызстаном, откуда, по данным поставщиков, завозилось контрабандное топливо в больших объемах.

С начала года цены на бензин в Узбекистане выросли в среднем на 28,2%, следует из данных Государственного комитета статистики. В Минэнерго республики сообщили, что цены на АИ-80 сдерживаются за счет интервенций на внутреннем рынке, а вот стоимость АИ-91, АИ-92 и АИ-95 зависит от конъюнктуры мирового рынка.

В основном топливо в Узбекистан завозится из России, Туркменистана, Казахстана (в данный момент ввел запрет на экспорт) и Ирака.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь