Основной закон: Парламент хочет отдать свою власть президенту

0
119

Основной закон: Парламент хочет отдать свою власть президенту

Вчера, 17 ноября, 80 депутатов Жогорку Кенеша инициировали и выставили на общественное обсуждение законопроект «О проведении референдума по внесению изменений в Конституцию». Полемику в общественности вызвали три основных направления нового законопроекта: президент вправе два срока избираться на пять лет; институт Народного курултая; президент может назначать состав правительства. По оценке экспертов, основная цель законопроекта — привод страны к суперпрезидентскому правлению.

Прежде чем обсуждать основной контент выставленной на общественное обсуждение новой Конституции, следует обратить внимание на авторов инициативы и процесс рассмотрения законопроекта, считает юрист Таттыбубу Эргешбаева

По ее словам, у действующего созыва парламента нет никакого права инициировать и выносить Конституцию, также закон предлагается не соответствующим международным нормам процедурами.

«Пятилетний срок полномочий Жогорку Кенеша истек 28 октября. Несмотря на это, Жогорку Кенеш на сегодняшний день сидит на своем месте. По закону парламент не имеет никакого права покушаться на Конституцию государства и выносить инициативу. Жогорку Кенеш свел на нет свои моральные права. Несмотря на это, они перешагивают через закон и поднимают инициативу. За это с течением времени каждый подписавший из 80 депутатов ответит по Уголовному кодексу, уверена я. Во-вторых, закон предлагается процедурами, не соответствующими международным нормам. Жогорку Кенеш должен был сперва на открытом заседании обсудить и затем только выносить. Сперва должны инициировать 60 депутатов, а затем 80 депутатов должны дать проект, выносить или нет на референдум. На сегодняшний день эти две процедуры свели в одну. В то же время никоим образом не могут подвергаться изменению первый, второй и девятый раздел действующей Конституции. Конституционный референдум выносят незаконно. Ведь в 2017 году, когда принималась Конституция, не было прописано, когда пройдёт референдум и можно будет менять, начиная от 3-го до 8-го разделов. Само по себе инициирование новой редакции неправильно», — говорит Эргешбаева.

Материалы на тему

  • — Абдиль Сегизбаев: Идет попытка установления авторитаризма
  • — Темирбек Асанбеков, лидер партии «Мекен Ынтымагы»: «Если референдум проведут насильно, то начнутся политические противостояния»
  • — Политолог Эмилбек Жороев: «Надо ставить двойку, если новый проект Конституции написал студент. А про политический смысл даже говорить не стоит»
  • — Глава Минсельхоза: Я против новой редакции Конституции

Метки

  • Конституция, Референдум, парламент, закон, Ответственность, Президент, Власть

По новой редакции, глава государства берет на себя ответственность за работу правительства, сам назначает при согласии Жогорку Кенеша главу правительства, министров, глав госкомитетов. Президент вправе по собственной инициативе или по рекомендации Народного курултая увольнять министров и руководителей других государственных органов. Кроме того, президент может сам инициировать законопроекты и направлять на рассмотрение Жогорку Кенеша без участия сторон. В случае отставки президента или других обстоятельств исполнение обязанностей главы государства переходит к премьер-министру, а в случае отказа последнего — спикеру Жогорку Кенеша. Структура правительства определяется президентом. Также президент может председательствовать на правительственных заседаниях.

Законопроектом по изменению Конституции Кыргызстан превращается в сильную президентскую республику, и с полной убежденность можно делать вывод, что парламентаризма нет, впереди ждет много конфликтов, связанных с этим законопроектом, заявил экс-депутат Исхак Масалиев.

По его словам, так как сводятся на нет нормы парламентаризма и демократии, требуемые западными странами, Европой, впереди ожидают споры и конфликты, международные институты в стране выступят против.

«Во-первых, всенародно избранный президент будет управлять исполнительной властью. Во-вторых, президент наделяется законодательной функцией, может выступать как инициатор. В-третьих, наделяется полномочиями управления внутренней, внешней политикой. Утверждает план правительства. В то же время снижаются права Жогорку Кенеша. Парламент не заслушивает, не рассматривает, не утверждает никакие отчеты правительства. Утверждает только судей. Дает согласие на утверждение отдельных чиновников. Возникает новый институт Народного курултая. Кто назначает, кто избирает членов Народного курултая? Институт народного представительства — Жогорку Кенеш — исполняет функции народного курултая. Вопрос, нужен или не нужен парламент, если будет орган, который заслушивает отчеты президента и спикера Жогорку Кенеша», — сказал Масалиев.

В предлагаемом законопроекте Народный курултай обозначен как «высший совещательный, консультативный и координирующий орган народовластия». Курултай работает в связке с президентом, Жогорку Кенешем, госорганами, органами МСУ. Имеет возможности заслушивать отчеты своего председателя, спикера парламента, президента. Также может внести предложения по деятельности правительства и министров в его составе. Политик Садык Шер-Нияз считает, что контроль законодательной власти Народным курултаем является еще одним механизмом тоталитаризма и диктатуры.

«В этом Основном законе прописаны противоречащие структуры. Например, Народный курултай: народ избрал Жогорку Кенеш и почему над парламентом должен стоять еще один орган? Почему должен отвечать? По какому принципу, какой системе собирается Народный курултай? И что будет, если правительство его не удовлетворит? Ещё какой орган будет контролировать парламент, избранный на 5 лет? Контроль над законодательной властью является одним из механизмов тоталитаризма и диктатуры. Это означает полную президентскую диктатуру. Означает верховенство одного человека над всеми ветвями власти. В то же время ничего нет про суды. Суды будут работать так же, даже ещё хуже, из чего следует, что в Кыргызстане совсем не будет справедливости. Президент будет и судом, и законодательным органом. Будет доминировать над всеми сторонами», — сказал Шер-Нияз.

Между тем распространилась информация, что проект за один месяц написан за закрытыми дверями и без запроса экспертного мнения заместителем аппарата президента Бектуром Зулпуевым и Канатбеком Азизом — адвокатом семьи Матраимовых. Кроме того, звучит информация, что часть депутатского корпуса попросили подписать без предоставления самого законопроекта. Так, депутат Жогорку Кенеша Эмиль Токтошев ночью 17 ноября заявил, что не подписывал измененный вариант Конституции и узнал из социальных сетей, что является автором нового Основного закона.

«Я подписал как сторонник парламентаризма, для участия в этом процессе. Когда вчера я попросил проект, мне показали готовый проект. Я там же выразил свой протест и вышел! Я поддерживаю парламентаризм и не сойду с этой позиции!» — заявил депутат.

По мнению политика Равшана Жээнбекова, каждая принимаемая Конституция должна пройти через анализ и обсуждение Венецианской комиссии и должна писаться открыто.

«Если предлагаемая сейчас Конституция будет принята в этом виде, это приведет к еще худшему экономическому положению, безработице, бедности, ухудшит государственное управление и демократию. Кыргызстан является частью международного сообщества и должен двигаться в одном направлении с остальными. Неправильно, что на сегодняшний день мы выбираем не прогрессивный путь, по которому движется мир, а тёмную дорогу. Власть всегда хочет изменить Конституцию, но надо придерживаться процедур изменения», — отметил Р. Жээнбеков.

Основной закон может приниматься при соблюдении ряда правил:

1. Конституционный проект должен писаться открыто, обязательно при участии экспертов, представителей гражданского общества и СМИ.

2. Проект обязательно должен обсуждаться шесть месяцев.

3. Необходимо выслушать мнения международных партнеров и учесть их рекомендации.

По проекту референдум будет проведён в один день с президентскими выборами — 10 января 2021 года. Сообщается, что делается это в связи с тяжёлой экономической ситуацией, в целях экономии.