Трансформация госпрограмм в национальные проекты Казахстана – имитация реформ

0
156

Трансформация госпрограмм в национальные проекты Казахстана – имитация реформ

13 октября с. г. опубликован указ президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева об утверждении 10 национальных проектов, направленных на исполнение Общенациональных приоритетов и Национального плана развития до 2025 года, которые он анонсировал в своем сентябрьском Послании народу Казахстана. Среди них «Качественное и доступное здравоохранение», «Качественное образование», «Зеленый Казахстан». Нацпроекты затрагивают такие важные сферы, как индустриальное развитие, диверсификация экономики, развитие регионов и предпринимательства, улучшение водоснабжения, аграрный сектор, здравоохранение, образование.

Показатели роста запланированы большие. К примеру, удовлетворенность населения качеством медицинских услуг должна вырасти до 80%. Реализация национального проекта в сфере образования предполагает строительство к 2025 году тысячи школ. Все города и села будут обеспечены чистой питьевой водой.

На реализацию проектов планируется потратить 49 трлн тенге (около 115 млрд долларов). Ожидается, что 67% этой суммы (77 млрд долларов) придется на частные инвестиции. Интересная арифметика! Все эти цифры словно с Луны свалились – нет расчетов и подтверждения, что они реальны.

Переход от формата государственных программ к национальным проектам не означает изменения подхода к решению актуальных вопросов, и говорить, что последние станут новым ключевым элементом государственного планирования, каким-то прорывом, который откроет путь в светлое будущее, вряд ли стоит. Цифровая экономика, здоровье нации, энергетика будущего, передовые технологии… Кто против? Но все это уже в планах было.

В Казахстане и ранее принимались многочисленные государственные программы с разными названиями: «Стратегия–2030», «Стратегия–2050», общество всеобщего труда, форсированное индустриально-инновационное развитие, развитие АПК, программа инфраструктурного развития «Нурлы жол»… Вложенные в эти проекты ресурсы могли бы быть использованы для решения насущных проблем, а не для обогащения причастных к этим программам лиц, но увы. Канувшие в Лету госпрограммы – это огромные средства и многочисленные нерешенные задачи. Не выполнили старые планы – забудьте, начните новые?

Похоже, что государственные программы просто трансформировали в национальные проекты. Так, национальный проект «Сильные регионы – драйвер развития страны» объединил в себе направления, реализовывавшиеся ранее в трех госпрограммах (развития регионов, жилищно-коммунального развития «Нұрлы жер», инфраструктурного развития «Нұрлы жол»).

Другой пример. Сегодня более миллиона человек не имеют доступа к качественной питьевой воде (около 770 тыс. человек в сельской местности и 280 тыс. – в городах). Планируется, что к 2025 году будет достигнуто 100-процентное обеспечение питьевой водой. В чем новизна этого проекта, если для комплексного решения вопросов водоснабжения уже принимались две государственные программы: «Питьевая вода» и «Ак-Булак», которые реализовывались соответственно в 2002–2010 и 2011-2020 годах, но не привели к запрограммированным результатам. Зато были выявлены факты неэффективного использования бюджетных средств, коррупционных схем, некачественного строительства и реконструкции водоводов, нанесения вреда окружающей среде и т. д.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  КАМАЗ расширяет производство в Казахстане

Основная причина дефицита питьевой воды в стране в том, что после развала Советского Союза многие населенные пункты постепенно лишались водоснабжения из-за выходящей из строя инфраструктуры, и сегодня вода поставляется жителям в цистернах или фурах. В Казахстане нет полноценной водной политики, в рамках которой специалисты занимались бы комплексным анализом перед разработкой и реализацией государственных программ по водообеспечению. Поэтому можно ожидать очередного провала в этом вопросе и на сей раз.

В отличие от государственных программ, национальные проекты рассчитаны на короткий период – 2022–2025 годы. Но кто разрабатывал и будет реализовывать нацпроекты? Да те же самые чиновники, кто и придумывал, и давал жизнь госпрограммам! Трансформация госпрограмм в нацпроекты – имитация реформ. Нацпроекты не предлагают ничего нового, идет повторение всех старых лозунгов и идей.

При этом денег в стране, мягко говоря, мало. Реальный уровень ЕНПФ и Нацфонда неуклонно снижается. За счет чего нацпроекты будут финансироваться, если ставка на частных инвесторов не оправдается? С собранных налогов?

Спрашивается, как без критического анализа текущих проблем можно обосновать правильность предлагаемой государственной политики? Например, сидящий сразу двух стульях – председателя Агентства по стратегическому планированию и реформам РК и управляющего МФЦА – Кайрат Келимбетов сообщил, что «национальный проект «Здоровая нация» предполагает не только развитие здравоохранения, но и подготовку квалифицированных специалистов в области здравоохранения, развития культуры, спорта». Но за указанные сроки подготовить необходимых специалистов, в частности «в области здравоохранения», просто невозможно. Главе агентства это неизвестно?

Поэтому (поскольку бюджеты нацпроектов предусматривают расходы на триллионы тенге), прежде чем доверять нацпроекты тем же чиновникам, следует спросить с них, как реализованы предыдущие госпрограммы развития, и задуматься о том, что можно ждать от оказавшихся в тех же руках нацпроектов? В частности, сколько лет реализовывали «Цифровой Казахстан»? Сегодня вновь видим «Технологический рывок за счет цифровизации (выделено автором. – Ред.), науки и инноваций». И это понятно. Ведомства постоянно реорганизуются, министры и их заместители меняются быстрее перчаток, госкомпании приватизируются или реорганизуются. В итоге, кем госпрограммы выполняются и в каком состоянии они находятся, выяснять не у кого. С помпезными стартами все было в порядке, а вот с реальными делами – швах. За 30 лет построили государственный недокапитализм с ростом благосостояния не народа, а отдельной, считающей себя элитой кучки властей предержащих.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Как пандемия помогла развитию внутреннего туризма в Таджикистане

Необходимо провести аудит госпрограмм, просчитать бюджеты, бизнес-планы и финансовые модели нацпроектов, определить персонально ответственных за их неисполнение. Есть парламент и Счетный комитет, которые могут запросить такую информацию. Без этого обсуждать, а тем более реализовывать указанные проекты  бессмысленно.

Принятые ранее государственные программы не решили поставленных проблем. Перед их принятием не проводились ни исследования с привлечением специалистов, ни техническое обоснование, ни общественные мониторинги реализации программ. Все это и обусловило как низкий уровень подготовки проектно-сметной документации, так и практический провал госпрограмм.

Повторение этих «ошибок» грозит таким же провалом и принятым национальным проектам. Размах политических, экономических и социальных реформ, необходимых для достижения стабильного развития Казахстана, должен быть колоссальным. Правительству необходимо, оперативно реагируя на нужды населения и решая структурные экономические проблемы, снизить накал народного недовольства политической системой и социально-экономической ситуацией.

Но что имеем в сухом остатке от национальных проектов, направленных на повышение благосостояния народа? Концепция «Слышащего государства», которое президент Токаев пообещал согражданам, остается лишь обещанием. Национальные проекты, на которых можно будет и дальше «пилить» бюджет, вновь были приняты без обсуждения с парламентом и общественностью. Сможет ли руководство республики справиться с протестными настроениями и ответить на политические и социально-экономические вызовы?

Повторяя имевшиеся просчеты, продолжая идти по пути крайне неэффективного и непрозрачного использования громадных средств, вряд ли.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь